АРХИТЕКТОР КАК ИНЖЕНЕР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ Часть I

19 Декабрь 2024

Часть I 24 октября 2024 года прошла конференция Московского Международного Салона Образования (МССО) «Как современное образование влияет на качество и стиль жизни: новая роль девелоперских компаний». Начнем наш репортаж с одной из четырех секций – с той, что имела наиболее интригующее название:  «Пространство – третий педагог: дизайнерские архитектурные решения»

АРХИТЕКТОР КАК ИНЖЕНЕР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ Часть I

Фото из личного архива Юрия Пахомова

Софья Костякова – директор по развитию проектного бюро «СМ-International» – познакомила участников с принципами проектирования городской среды, основанными на идее «город для человека»:

Наше консалтинговое бюро создает концепции и стратегии развития территорий, разрабатывает проекты благоустройства, транспортные схемы для будущей застройки, проводит конкурсы для выбора лучших архитектурных решений под проект. В работе мы идём от человека и всегда задаём себе вопрос: для кого мы это делаем? Как здесь живут люди? Что их радует? Чего не хватает? Какими ситуациями, событиями и сценариями можно было бы обогатить их жизнь? И как будущее пространство города, улицы или дома может этому способствовать? 

Дальше эстафета переходит к застройщикам, но и мы не отходим в сторону: сопровождаем весь цикл вплоть до завершения строительства. Важно, чтобы заложенные в концепцию идеи реально воплощались в планировке территорий, в построенных зданиях, в их внутреннем обустройстве.

Ещё вчера проектирование городской среды ограничивалось вопросами транспортной доступности, наличием инфраструктуры, близостью парков и прогулочных зон. Сегодня к обязательному минимуму добавляются новые задачи: безопасность, дополнительные сервисы со стороны управляющих компаний, условия для создания соседских сообществ.

Проектируя сегодня микрорайон, детский сад или школу, мы определяем эти будущие пространства на много лет вперед. Для нас это вызов. Приходится думать: какими будут повзрослевшие или ещё не родившиеся дети? Какими будут их запросы к среде, в которой они живут, учатся, проводят свой досуг? Мы ориентируемся не только на текущие запросы, но и на запросы завтрашнего дня. Работаем с будущим. А заглядывать в будущее – непросто.

***

Фото из личного архива Юрия Пахомова

Софья проиллюстрировала на слайдах конкретные идеи, которыми руководствуется коллектив бюро: «Есть несколько основных принципов развития городов и городских пространств  будущего – того будущего, в которое мы верим, и которое наступит, надеюсь, в том числе и с нашей помощью», – рассказала она.

***

Во-первых, это уход от традиции использовать типовые решения для разных городов или для разных микрорайонов и кварталов одного города. Пространства проектируются для конкретных людей. Они живут в конкретном месте. В окружении того, что уже построено. У них особенные проблемы и запросы. Свои привычки, традиции, увлечения.

Во-вторых, необходимо предусмотреть максимальное разнообразие сценариев использования жителями их дома, улицы, площади, двора. Пространства должны быть безопасными и удобными для встреч местного сообщества и для занятий спортом, для прогулок и празднований и т.д. 

В-третьих, городские пространства должны максимально способствовать сближению людей. Это то, чего так остро не хватает в крупных городах, особенно в мегаполисах с их синдромом разобщенности и одиночества. Когда жители дома или соседних домов знакомы друг с другом, общаются и могут сообща реализовывать что-то интересное, это делает их жизнь богаче, наполняет её новыми смыслами. А заодно создаёт безопасное социальное окружение. 

Еще один принцип: для жителей России важна всесезонность городских пространств. Следует стремиться к тому, чтобы городские парки были наполнены событиями и развлечениями не только летом. Чтобы на площадях и улицах что-то интересное могло происходить круглый год. Чтобы на школьных дворах активная жизнь кипела безостановочно.

И, наконец, любое пространство должно быть устроено так, чтобы человек, в очередной раз входя в него, открывал для себя что-то новое и интересное: новые события, новые знания, новые чудеса цифровых технологий. 

В градостроительстве, – рассказывает Софья, – растет внимание к тому, что стали называть «третьим местом». Первое место – твой дом, второе – место, где ты работаешь или учишься. Все остальные места, где протекает твоя жизнь – это «третьи места». Одна из современных идей развития городской среды – в том, чтобы «третьи места» становилось для людей столь же значимыми, как и «первое» со «вторым». Чтобы что-то интересное, полезное или познавательное встречало человека везде, где бы он ни оказывался. 

***

Софья и её коллеги проектируют «третьи места» так, чтобы они могли быть максимально наполненными событиями, встречами, впечатлениями.

О каком городе будущего мечтают в «СМ-International»? О городе ярких, привлекательных «третьих мест», в которых доминирует тема образования. О городской среде, преимущественно наполненной просветительским, образовательным содержанием. 

Инна Гумбатова, директор департамента образования администрации города-миллионника Екатеринбурга, рассказала о 18 школах, построенных в течение  последних 10 лет. Дело в том, что именно 10 лет назад городские власти решали вопрос: по какому пути пойти? Строить школьные здания на основе типовых проектов, недорогих и проверенных временем? Или строить их по индивидуальным проектам, рождающимся с учётом интересов жителей микрорайона, задач развития города и стратегических задач государства? Решили попробовать второй вариант, и городская администрация, в сотрудничестве с основными городскими застройщиками, начала воплощать его в жизнь. 

Фото из личного архива Юрия Пахомова

Уже на старте своего начинания энтузиасты нового подхода пришли к выводу: монополия классно-урочной системы, под обеспечение которой строились типовые здания, не отвечает требованиям времени. С тех пор, когда появились и пустили глубокие корни типовые проекты, ситуация в стране поменялась кардинально. Полвека назад самым важным и авторитетным человеком для ученика в деле получения знаний был учитель. Сегодня же, как бы мы ни пытались прятать это от самих себя, учитель уже не играет столь выдающейся роли. Это объективная характеристика общества, основанного на рыночных отношениях и насыщенного информационными технологиями. Теперь наряду с родителями и учителем в образовательные процессы вступает третья сила: образовательная среда, откуда дети и подростки черпают жизненный опыт и знания о мире. Для того, чтобы не стать бесполезной и не проиграть конкуренцию социальным сетям и дворовым компаниям, школа должна стать реально работающей образовательной средой, в которой дети развиваются и взрослеют с увлечением и интересом. Необходима насыщенность школьной среды важными для ребенка событиями, яркими встречами и вовлекающими проектами, физической активностью, общением и совместным творчеством. Предваряя рассказ о новых городских  школах, Инна сформулировала три базовых принципа, которые закладывались при проектировании зданий, их внутренних пространств и прилегающих территорий. Эти принципы были общими для всех зданий новых школ, при всей разительной непохожести каждой из них на все остальные. Таких принципов всего три:

  • Многофункциональность и трансформируемость школьных пространств.

  • Их открытость и совместное использование.

  • Насыщенность образовательными и воспитательными смыслами.

Многофункциональные пространства принципиально отличаются от класса или актового зала, в которых можно лишь сидеть в заданном планировкой и мебелью порядке, где столы не приспособлены для перестановок, а кресла намертво прикручены к полу. В многофункциональном пространстве одинаково удобно сидеть и слушать лекцию, работать над заданиями в небольших группах, смотреть фильм, ставить школьный спектакль, устраивать праздник и заниматься массой других интересных и разнообразных дел.

Трансформируемость означает, что для расширения возможностей использования пространства можно легко изменять его конфигурацию. Например, при помощи раздвижных и вращающихся стенок.

Открытость пространства – это открытость для гостей и посетителей школьных мероприятий, будь то концерт, встреча с интересным человеком, спектакль, спортивное состязание или собрание местного сообщества. Школьное пространство должно быть открыто не только для учителей и учеников, но и для жителей микрорайона, для города. Школа с открытыми пространствами становится как бы точкой социального притяжения для горожан: сюда приходят самые разные люди. Посмотреть, послушать, рассказать и показать, сделать что-то вместе с детьми. Поэтому такие пространства «работают» постоянно и почти никогда не пустуют.

Архитектурно, для соблюдения требований безопасности, открытость достигается наличием входов в отделённые от остальных пространств помещения. Но этого, конечно, недостаточно. Архитектор лишь создает условия, а «открывают» пространство организаторы и энтузиасты, наполняя его событиями, интересными для школьников, для учителей, для тех, кто живет по соседству или даже в другом конце города.

Насыщенность образовательными и воспитательными смыслами означает, что все внеурочные события и активности в школе направлены прежде всего на получение детьми знаний и жизненного опыта, развитие их способностей и позитивных устремлений. Это тоже вопрос не только и не столько архитектуры, сколько людей, которые хотят и умеют создавать такие события. Это могут быть и учителя, и родители, и энтузиасты из соседних организаций, и сами дети, и просто жители микрорайона.

Теперь на очереди – решение вопроса о школах, здания которых построены по типовым проектам ещё в прошлом веке. Здания обветшали, нуждаются в капремонте. Но задача, над которой ломают голову городские власти – не просто обновить старое здание, а реконструировать его так, чтобы по максимуму реализовать в нём те принципы создания образовательной среды, которые удалось воплотить в 18 новых школах.

Эти принципы во многом перекликаются с теми ориентирами в городском планировании, о которых рассказала Софья Костякова. Но все они звучали бы отвлеченно и умозрительно, если бы Инна не устроила целый фейерверк красочных слайдов с фасадами и интерьерами новых школ удивительной красоты и необычности. В следующей части репортажа мы их обязательно покажем.

Следующая часть материала здесь

Юрий Пахомов