Помощники в изучении жестового языка
26 Август 2024Технологии для быстрого изучения жестового языка
В современном мире, где общение и коммуникация играют ключевую роль в жизни людей, изучение жестового языка становится всё более актуальным. Это особенно важно для людей с нарушениями слуха или тех, кто хочет лучше понимать и общаться с глухими и слабослышащими людьми. Однако изучение жестового языка может быть сложным и длительным процессом. В этой статье мы рассмотрим технологии, которые позволят ускорить процесс изучения этого языка.
Существует множество онлайн-курсов и платформ, которые предлагают обучение жестовому языку. Они полезны для тех, у кого нет возможности посещать очные занятия. Курсы обычно включают в себя видеоуроки, интерактивные упражнения и тесты для проверки знаний. Некоторые платформы также предоставляют возможность общения с носителями жестового языка, что помогает практиковать навыки общения.
Мобильные приложения и игры помогут сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. Они предлагают различные уровни сложности, а также возможность отслеживать прогресс и получать обратную связь. Игры могут включать в себя элементы соревнования и мотивации, что способствует более эффективному изучению языка.
Виртуальные помощники и чат-боты предоставляют информацию о жестовом языке и могут помочь с переводом, предлагают упражнения для практики и дают обратную связь о правильности выполнения жестов. Это полезно для самостоятельного изучения языка или для дополнительной практики. Вот некоторые из них:
Сервис «Яндекс.Разговор: помощь глухим» помогает людям с нарушениями слуха общаться с помощью текстовых сообщений. Он работает на основе искусственного интеллекта и машинного обучения. Может переводить устную речь в текст и наоборот, а также распознавать жесты и переводить их в текст.
Сервис для людей с нарушениями слуха и речи «Surdo.me» позволяет общаться с помощью текстовых сообщений или видеозвонков через веб-камеру. Сервис использует искусственный интеллект для распознавания жестов и перевода их в текст, а также для синтеза речи из текста.
Приложение «Сурдофон – free» позволяет общаться с помощью текстовых сообщений или видеозвонков. В приложении есть возможность настроить шрифт и цветовую схему интерфейса под свои предпочтения. Также в нём можно выбрать язык общения (русский, английский, испанский и другие).
Современные технологии позволяют распознавать жесты и переводить их в текст или речь. Они используются для создания обучающих материалов и игр, которые помогут быстрее освоить этот язык.
Видеоматериалы и видеоуроки полезны для визуального восприятия жестов и понимания их значения. Они также помогают увидеть, как жесты используются в различных ситуациях и контекстах. Видеоуроки могут включать в себя объяснения, примеры и упражнения для закрепления знаний.
Важно отметить, что изучение жестового языка требует времени и усилий. Однако использование современных технологий может ускорить этот процесс и сделать его более эффективным. Выбор метода зависит от индивидуальных потребностей и предпочтений каждого человека.
О том, что не нужно путать понятия «язык жестов» и «русский жестовый язык» рассказала переводчик русского жестового языка Елена Плащевская.
Жестовый язык – способ общения, при котором информация передаётся с помощью жестов и мимики. Этот язык может быть использован в разных странах и культурах для коммуникации людей с нарушениями слуха или речи.
Русский жестовый язык (РЖЯ) – самостоятельная языковая система, которая используется для общения глухих и слабослышащих людей на территории России и некоторых стран СНГ. РЖЯ имеет свою грамматику, лексику и синтаксис, а также отличается от других жестовых языков.
Таким образом, основное отличие между жестовым языком и русским жестовым языком заключается в том, что первое понятие является более общим, оно может включать в себя различные жестовые системы, в то время как русский жестовый язык представляет собой конкретную систему коммуникации, используемую в русскоязычном сообществе.
Кто ваши ученики? Дети или взрослые? Это люди, которым нужен язык жестов для общего развития или необходим в силу особенностей организма?
Прежде всего – я не обучаю языку жестов, я обучаю РЖЯ: язык жестов – язык тела, жестовый язык – сложная лингвистическая система со своим синтаксисом, грамматикой и фразеологизмами, самостоятельный и богатый язык.
В основном, ученики 14-35 лет. Но бывают и старше. Слабослышащие подростки, а также дети CODA.
CODA – аббревиатура от Child of Deaf Adults, что в переводе означает «ребёнок глухих взрослых». Так называют детей, у которых хотя бы один из родителей имеет нарушения слуха. В обществе CODA принято называть любого ребёнка, который растёт в семье с глухими родителями или близким родственником с нарушениями слуха.
Какие технологии вы используете в своей работе? Как давно?
Я занимаюсь обучением 2.5 года. Технологии и методы – личные, разработанные по авторской методике.
Как вы считаете, какие технологии наиболее эффективны для изучения РЖЯ и почему?
Изучение РЖЯ с носителем и лично – формат онлайн мне не удобен в группах.
Есть технологии, но они не внедрены активно в использование: мало разработок, надо поддерживать сео в этом направлении – решать вопросы, связанные с их использованием на государственном уровне, а для этих целей нужен бюджет. Специалистов, живых людей не хватает по РЖЯ.
Есть ли у вас опыт использования мобильных приложений или игр для изучения РЖЯ? Какие из них вы считаете наиболее полезными?
Мне понравилось приложение РЖЯ для андроида.
Приложение помогает самостоятельно выучить РЖЯ за счёт множества уроков, которые разбиты на отдельные темы: алфавит (дактиль), числа, лексика и грамматика.
Как вы оцениваете роль виртуальных помощников и чат-ботов в изучении РЖЯ? Способны ли они заменить преподавателя?
Чат-боты никогда не заменят преподавателя: они не способны обеспечить полноценное обучение и практику общения.
Преподаватель РЖЯ играет важную роль в обучении, так как он может объяснить нюансы грамматики, помочь с произношением жестов и предоставить обратную связь по практике общения. Кроме того, преподаватель способен создать более дружественную и поддерживающую атмосферу обучения, что важно для мотивации и прогресса учеников.
Насколько важно использование видеоматериалов и видеоуроков в процессе обучения? Какие преимущества они предоставляют?
Видеоматериалы – это как «listening» в английском.
«Listening» в английском языке означает «слушание, аудирование». Это один из четырёх основных навыков изучения языка (наряду с чтением, говорением и письмом). Аудирование предполагает понимание устной речи на слух. Этот навык важен для развития разговорных навыков, понимания носителей языка и улучшения произношения.
Какие трудности могут возникнуть при использовании технологий для изучения жестового языка? Как их можно преодолеть?
Изучение жестового языка должно сопровождаться носителем и живым человеком.
Это может быть преподаватель или наставник, который является профессионалом в области жестовых языков и может предоставить квалифицированную помощь и поддержку в процессе обучения.
Носитель жестового языка может помочь в изучении грамматики, лексики и особенностей культуры глухих людей. Он также может объяснить тонкости и нюансы жестовой речи, которые невозможно передать через книги или видеоматериалы.
Живое общение с носителем жестового языка позволяет практиковать свои навыки и получать обратную связь о правильности выполнения жестов и понимании материала. Это помогает быстрее освоить язык и научиться свободно общаться на нём.
Какие советы вы можете дать тем, кто хочет быстро изучить язык жестов с помощью технологий?
В первую очередь не путать понятия «язык жестов» и «жестовый язык», разбираться в психологии и потребностях глухих людей, обладать развитой эмпатией, мимикой, хорошо артикулировать и быть внимательным, практиковать либо с носителем, либо с человеком, который знает РЖЯ в совершенстве.
Технологии могут быть полезным инструментом для изучения жестового языка в современном мире. Они предоставляют доступ к обучающим материалам, видеоурокам и интерактивным упражнениям, которые помогают улучшить понимание языка и развить навыки общения на нём.
Однако технологии не могут полностью заменить живое общение с носителями языка или квалифицированными преподавателями. Важно сочетать использование технологий с практическими занятиями и общением с людьми, владеющими жестовым языком.
Лидия Осник