ИИ и творчество
17 Июнь 2024ИИ – Учитель, художник или равнодушный робот? Разговор с представителями бизнеса по цифровым продуктам
Цифровизация продолжает покорять пространство: ИИ уже используют в бизнесе, искусстве и образовании. О том, сможет ли равнодушный робот заменить учителя, художника и родителя мы расскажем в данной статье. Она - результат беседы с директором по цифровым продуктам Дмитрием Наумовым и руководителем центра управления ИИ Аскером Аскеровым. На эти и другие вопросы отвечают высококлассные специалисты с высшем образованием и машина, с огромной базой данных. Посмотреть интервью полностью вы можете в подкасте “FUTURUM: Общество и бизнес”
Что ИИ представляет из себя в творчестве?
Говоря о преимуществах и недостатках ИИ, спикеры рассуждают о том, что ИИ представляет из себя в творчестве и пригодится ли его использование в этой нише бизнеса. Задавая нейросети философские вопросы, давая ему задание прокомментировать цитату Конфуция, они получают плоский ответ. По сути, он корректный с механической точки зрения, но с точки зрения личного мнения - пустой. Отсутствует задумка. А ведь творчество – это синтез нового, исходя из опыта автора.
В чём разница ответов, найденных в поисковиках и ответов, которые даёт ИИ?
Если задать несколько раз один и тот же вопрос в поисковике, получишь примерно один и тот же правильный ответ. ИИ дает тот же правильный ответ, но может дать его в различных вариантах. Например, в стихах, или словами на букву “а”. Отличие – в вариативности. Практического значения такой ответ не несёт. Скорее, это можно использовать для развлечения. Для бизнеса такое умение получится использовать в узких нишах.
Может ли имитировать ИИ человеческий юмор?
Первые калькуляторы были примитивные, затем появились калькуляторы с алгоритмами. ИИ - такой же калькулятор. Пока ИИ не дали алгоритма для того, чтобы он мог шутить. Но даже не все люди умеют шутить.
Некоторые комики используют отработанные технологии с отработанными конструкциями для того, чтобы на среднем уровне научиться выступать смешно. Существуют боты, которые пишут шутки в ответ на запросы (недовольства, афоризмы). Получаются «Заметки бабы Тани» в стиле Фаины Раневской помноженные на бабушку одесситку (речь идёт о боте, который создал Аскер). Иногда ИИ выдаёт перлы, синтезируя их из баз данных. Для достижения такого результата важно корректно поставить задачу. Всё зависит от промта.
Сегодня в образование активно внедряется цифровизация. Способен ли ИИ заменить учителя в школе?
Относительно использования ИИ в образованиии: обучается не машина, а человек, которому важно привить любовь к знаниям. Важна личность преподавателя, его индивидуальность, подходы, обратная связь – всё это прерогатива человека. Рассуждая об этом, участники беседы пришли к выводу, что ИИ хорош там, где требуется механическая работа - например, повторять за спикером. С точки зрения контроля - ИИ нет равных. Например, его можно использовать для того, чтобы опросить всех или проверить определённую работу каждого. В современном образовании цифра призвана отражать знания. Оценки – это тоже часть цифровизации. Уже существуют образовательные курсы, созданные нейросетью: платформа Stage One предлагает бесплатный курс онлайн-продюсирования.
По словам Дмитрия Пескова, специального представителя Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, детям с 3 лет нужно давать навыки алгоритмического мышления, навыки программирования, управления робототехникой - до того, как ребенок научился читать. При этом он говорит, что компьютерное образование – для большинства, а классическое – для элиты. Песков предлагает детям учиться, развлекаться, общаться при помощи третьего цифрового родителя.
Нужна ли цифровизация детям в таком возрасте?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно максимально не предвзято смотреть на то, что происходит с детей. Глядя на подростков, можно сказать, что третий цифровой родитель уже есть - телефон в руках у каждого ребёнка. Важно, какой там контент. Родитель задаёт программу, не ИИ.
Цифровизация в образовании важна. Важен её посыл: заменить учителя бездушным роботом или привить любовь к обучению. Вырастет ли тогда человек или ребёнок может стать придатком к телефону, через который формулирует запросы. Это сомнительный путь. В обучении компьютером нет эмпатии. ИИ можно заменить материалы, технологию обучения, ускорить и улучшить процесс, но учителя заменить очень тяжело.
Как ИИ развивается в образовании
В МГУ обучению ИИ отвели 5 образовательных программ. Появилось такое направление как киберспорт. Это говорит о том, что сфера применения ИИ расширяется. Однако, его рассматривают как инструмент достижения цели. Интуиция человека, основанная на знаниях и опыте понимания инструментов, повысит вероятность применения ИИ как инструмента.
Что необходимо изменить в системе образования для улучшение качества знаний учащихся?
На этот вопрос ИИ ответил следующее: изменения в системе образования для улучшение качества знаний учащихся включает: индивидуализация обучения, развитие критического мышления, творчество, использование технологий, развитие социальных и эмоциональных навыков, обучение навыкам саморегуляции и самоорганизации, развитие культуры обучения, профессиональное развитие учителей.
Он ответил абсолютно точно, но абсолютно бесполезно с точки зрения практического применения. Вопрос того, что именно нужно изменить и каким образом улучшить, остался открытым.
От чего зависят ответы - результат работы - ИИ?
Поскольку ИИ это огромная база данных, для получения нужного ответа необходимо корректно формулировать запрос. Ничего нового он не может синтезировать, кроме того, что уже существует. ИИ может поработать с конкретной проблемой, но ему нужна дополнительная информация, которая будет основой для финального решения. Нужно максимально четкое количество задач и проблематика. В этом случае можно мгновенно получить очень качественный результат. ИИ можно сравнить с большой советской энциклопедия, у которой можно всё и быстро спросить. Ценность человека в том, что он первоклассно умеет использовать инструмент – ИИ, быстро принимать решение на базе быстро полученного ответа.
Подводя итог беседы, можно сделать вывод, что сегодня ИИ безусловно облегчает задачи человека во многих сферах жизни, но ни в коем случае не заменяет его.
Лидия Осник