Технологии экологичного общения и их роль в современном обществе. Часть II

27 Январь 2025

Продолжаем обсуждать экологичную коммуникацию с коучем Екатериной Царёвой

Технологии экологичного общения и их роль в современном обществе. Часть II

Фото из личного архива Екатерины Царёвой

Предыдущая часть материала здесь.

Какие стратегии можно использовать для снижения уровня агрессии и враждебности в общении?

В общении люди часто используют «ты-сообщения», когда выражают свое недовольство действиями другого человека. Это может восприниматься как нападение и вызывать защитную реакцию у собеседника. «Ты то, ты это» – везде вот это «ты-ты-ты». Когда человек слышит «ты» от другого человека, даже в очень мягкой такой форме, с улыбкой, с бантиками и так далее, он все равно воспринимает это, как некий наезд, агрессию, нападение. Природой заложено так, что мы начинаем реагировать на это и защищаться. Одни начинают убегать, другие нападать. Кто-то замирает. Это не регулируется умом или сознанием – это такая вот подсознательная штука.

Чтобы избежать этого, нужно использовать «я-сообщения» – формулировать свои мысли и чувства от первого лица. Такой подход позволяет выразить недовольство или критику конструктивно, не вызывая защитной реакции у собеседника, и способствует более открытому и эффективному общению. Когда человек говорит о своих чувствах и мыслях от первого лица, градус общения снижается. Этот подход работает в любых коммуникациях: он помогает изменить отношение людей к вам и упростить общение.

Нас в других людях задевает как раз то, по поводу чего у нас есть вопросы к себе. Это может быть неприятие у себя каких-то моментов, непозволение себе чего-то. Например, меня раздражает в другом человеке то, что он чавкает во время еды. Значит, у меня по поводу этой темы есть крючок, за который эта ситуация цепляется, триггер на эту тему. Мне нельзя чавкать ни в коем случае,  это плохо, некрасиво, некультурно. Но у меня на этом есть фокус внимания и меня в другом человеке это цепляет. Если бы у меня не было на этом фокуса внимания, я бы даже не заметила, чавкает он или не чавкает. Мне было бы просто неважно, в моей картине мира этого бы не существовало. Поэтому враждебность, которая есть в общении, если вы у себя ее замечаете, показывает, какие крючки у вас есть. Это крутая техника: я отслеживаю это в себе, где-то фиксирую, а потом начинаю анализировать.

Если, допустим, вы работаете с психологом или коучем, можно прийти с этим запросом на сессию и прокрутить эту тему. Если есть большой заряд – яркая враждебность, это может быть ключом к каким-то очень серьезным дверцам, закрыв или открыв которые можно распаковать то, что вам мешает в жизни, тормозит в каких-то сферах, личных отношениях.

В чем важность активного слушания и как оно может помочь в установлении гармоничных отношений?

Если вы заинтересованы в коммуникации, активное слушание будет само по себе возникать, потому что вы будете смотреть в глаза собеседнику, кивать, поддакивать, жестикулировать. Ваше тело будет развернуто в сторону человека.

Если вы чувствуете, что выпадаете из диалога, вы перестаете активно слушать. Это сигнал о том, что вам эта коммуникация не очень интересна. Человек это в любом случае считает. Он это почувствует, поэтому отдавайтесь процессу общения полностью, не отвлекайтесь.

Техника активного слушания покажет вашу заинтересованность и то, что человек для вас важен: вам интересна тема, про которую он говорит, он вам импонирует, как личность. Благодаря этому у него формируется к вам расположение, желание продолжать общаться.

Какова роль образования и культуры в формировании навыков экологичного общения?

Формирование речи и языка у ребенка начинается с развитием речевого аппарата. При этом на саму манеру общения и культуру речи сильно влияет именно семья. Те способы общения, которые приняты в семье, формируют основу для дальнейшего развития речи ребенка. Если в семье принято общаться просто и не уделять внимания образованию, у малыша формируется простой и небогатый язык. В дальнейшем это может быть сложно скорректировать.

То же самое касается эмоциональной культуры. Когда в семье позволительно проявлять любые эмоции неэкологично, в том числе по отношению к ребенку или между взрослыми, для малыша это становится нормой. У него формируется навык – для него такое общение становится в порядке вещей, и ему потом сложнее адаптироваться, попадая в общество, где так общаться не принято. Очень важно то, что закладывается в культуру общения с самого детства.

На формирование речи ребенка влияет не только семья, но и школьное образование. В российских школах дети изучают широкий спектр предметов, знакомятся с культурным наследием, в том числе читают произведения прошлых веков. Это помогает им узнать о различных речевых оборотах, словах и их значениях, обогащает словарный запас и развивает навыки общения.

Коммуникация в школьном коллективе и с учителями помогает ребенку усвоить нормы. Это становится фундаментом для дальнейшего развития. Если в этом процессе были пробелы, их можно восполнить позже, но это потребует времени. Чем раньше человек приобретает навыки культурного общения, тем увереннее он чувствует себя в обществе. Я знаю детей, которые еще учась в средней школе могут свободно выражать свое мнение и общаться на равных с предпринимателями и взрослыми, состоявшимися как личности людьми.

Какие примеры успешного применения технологий экологичного общения вы можете привести?

В качестве примера возьмем профессиональную сферу, корпоративную среду. База в виде знания технологий экологичного общения позволяет человеку продвигаться по карьерной лестнице и эффективно взаимодействовать в процессе корпоративных коммуникаций. Сотрудник, который раздражается, агрессивно или эмоционально реагирует, распускает сплетни – в профессиональной среде это все очень заметно. Никто не захочет иметь дело с таким человеком, и вряд ли его будут продвигать по карьерной лестнице.

Сегодня компании нацелены на то, чтобы сотрудник чувствовал себя на работе лучше, чем дома. Для этого создаются офисы со спортзалами, зонами кофебрейков, комнатами для сна и релаксации. Все для того, чтобы человек мог прийти и практически жить в офисе – даже душевые кабины есть. Экологичное общение в таком контексте – фундамент, база, основной навык, который позволяет двигаться дальше.

Руководитель, который практикует экологичную коммуникацию с сотрудниками, получает больше уважения и команду, которая идет за ним не из-за подчинения и не потому, что надо, а потому, что хочет этого. Тогда коллектив сам проявляет инициативу, двигается действительно в нужном направлении, сотрудники друг друга поддерживают. И результаты растут! А задает тон этому именно экологичное общение.

Экологичная коммуникация необходима и в личной жизни: чем лучше люди умеют общаться друг с другом, тем крепче их отношения. Многие современные пары расстаются из-за неумения обсуждать важные вопросы и решать проблемы конструктивно. Такие примеры есть у каждого в ближайшем окружении: если в какой-то момент верх берут эмоции, проблема только усугубляется.

Каковы ваши прогнозы относительно будущего развития технологий экологичного общения и их влияния на общество?

Эта тема будет развиваться. Она будет развиваться очень сильно, потому что даже если мы сейчас посмотрим на то, как меняется информационное пространство, то увидим, что оно развивается как раз на базе общения. Правда, это общение сейчас разное бывает – и экологичное, и токсичное. Но в перспективе выигрывать будут именно те, кто умеет владеть собой, хорошо общаться, правильно, конструктивно и четко доносить свои мысли, уважать и слышать собеседника.

Компания – это отражение личности руководителя, и когда эта личность развивается, когда эта личность видит ценность в своих сотрудниках, умеет с ними налаживать коммуникацию, общение – такая компания очень быстро развивается, растет. Хорошо, когда руководитель понимает, какие есть сложности в общении и работает над их устранением. Если нет такого понимания, в компаниях очень часто возникают текучка кадров и различные сбои, невыполнение обязательств.

Развитие общества все больше переходит в сферу человеческих взаимоотношений, взаимодействия и общения. Коммуникация рассматривается как средство объединения людей. Важно помнить, что мы все уникальны, каждый из нас в отдельности, и мы как раз именно этим и интересны другим людям. И если мы действительно уважаем себя, а это базовый принцип общения, то как раз этой уникальностью мы друг друга и обогащаем. Будущее за экологичным, конструктивным общением, от которого выигрывают все. 

Для гармоничной жизни в современном обществе необходимо уметь взаимодействовать с другими людьми. Принципы экологичного общения, построенные на уважении, эмпатии и современных технологиях, позволят мирно сосуществовать, продуктивно коммуницировать, расти и развиваться!

Лидия Осник