ШКОЛА БУДУЩЕГО: РАДОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕННОЙ МЕЧТЫ. ВЗГЛЯД ДЕВЕЛОПЕРОВ. ЧАСТЬ II
02 Декабрь 2024Продолжаем рассказывать о первой сессии, проведенной в рамках конференции МССО «Как современное образование влияет на качество и стиль жизни: новая роль девелоперских компаний». На этой сессии своими историями и открытиями делились представители девелоперских компаний и архитектурных бюро, которые непосредственно проектировали и строили здания для школ будущего
Фото из личного архива Юрия Пахомова
Предыдущая часть материала здесь.
Татьяна Параева, руководитель по развитию образовательной инфраструктуры MR Group
В прежние времена, если девелопер построил школу и передал ее городу, это расценивалось как подарок. Щедрый, хотя и не всегда добровольный. Теперь же многие девелоперы начинают осознавать, насколько образовательные возможности привлекательны для их рынка, для тех, кому они продают свои квартиры.
Часть девелоперских компаний пошла по пути сотрудничества с частными школами, и тогда диалог между девелопером и педагогическим коллективом школы строился как разговор бизнеса с бизнесом. Но в Москве, где работает наша девелоперская компания, большая часть объектов реализуется в сотрудничестве с городским Департаментом образования. Но даже работая в жестких рамках муниципального заказа, мы для находим возможность для реализации мечты и фантазии.
В Москве много сильных, лучших в мире школ: и частных, и государственных. Естественно, и при строительстве, и при запуске проектов новых школ мы хотим соответствовать высокой планке московского образования. Проектируя и строя новое здание, мы стремимся расширить функции школы, сделав ее площадкой для дополнительных образовательных возможностей. Мы хотим создавать такие школы, в образовательные процессы которых вовлечены не только дети, но и все возрастные группы, вплоть до пенсионеров. Хотим, чтобы школы становились центрами местных сообществ. Многие люди приезжают в московские новостройки из регионов, и мы стремимся к тому, чтобы на тех территориях, которые мы развиваем, было представлено все лучшее, что есть в Москве.
Можно подходить формально: девелопер построил школу, передал ее городу – и дальше школа живет своей жизнью. Мы же, как и многие другие девелоперы, поступаем иначе и напрямую участвуем в жизни построенных нами школ, развивая в них функции дополнительного образования. Мы, например, плотно сотрудничаем со многими музеями Москвы. И предлагаем администрациям школ организовывать лекции от лучших специалистов из этих музеев. На лекции приходят не только школьники и учителя, но и жители района. Сотрудничаем мы и с театральными студиями: с мастерской Петра Фоменко, с театром «Около». И приглашаем и их: приходите со своими образовательными историями в наши школы!
Елена Аралова, генеральный директор ED Architekture
Пять лет назад главными школостроителями, которые воздвигали роскошные современные здания, были благотворители и частные инвесторы. Сегодня инициатива перешла к девелоперам. Теперь они задают тон качеству и крутизне инфраструктурной насыщенности школьных проектов не только в Москве, но и в регионах. Я попробовала проанализировать причины, которые побуждают девелоперов строить такие замечательные здания.
Во-первых, это желание сохранять хорошие отношения с властями. Скажем, в Москве девелопер должен строить школу согласно условиям инвестиционного контракта, заключаемого с городом. И он строит как можно лучше, чтобы получать новые заказы от Департамента образования.
Во-вторых, и это хорошо работает в регионах – например, Тюмени или в Екатеринбурге – строительство школы является частью выстраивания отношений с госструктурами: замечательная школа в обмен на благоволение и преференции со стороны городских властей.
В-третьих – маркетинг. Я бы очень хотела иметь проверенные данные о том, что наличие прекрасной современной школы действительно позволяет устанавливать более высокую цену на недвижимость вблизи школы. Но в чем сомневаться не приходится – так это в том, что наличие такой школы привлекает образованных и по-настоящему ценящих образование покупателей. Привлекает семьи, заинтересованные и в качественном образовании, и в добрососедстве, и в развитии местных сообществ.
Четвертая причина – это хорошо видно в небольших городах и поселках – местные девелоперы строят прекрасные школы, в том числе, и для своих собственных детей.
И, наконец, совесть: есть девелоперы, которые просто не могут построить невзрачное школьное здание. Хороший пример – компания А101, президент которой лично участвует в таких проектах. Этот фактор хорошо работает и в небольших населенных пунктах, где девелопер чувствует ответственность перед жителями – своими же соседями.
Так было. Но сегодня появилась еще одна причина: в силу происходящих социальных изменений школа часто становится чуть ли не градообразующим предприятием. И сильно влияет на жизнь и судьбы не только ребятишек и родителей, но и тех, кто живет рядом.
Примеров много. Приведу один: лицей №1 в Альметьевске. Со дня открытия прошел год, и сегодня уже можно посмотреть на изменения, которые произошли в результате. Да и история проекта сама по себе интересная.
Школа строилась беспрецедентно быстрыми темпами: от идеи до запуска – всего год и восемь месяцев. Такого я не видела нигде. 20 тысяч квадратных метров, стоимость – порядка 3 млрд рублей. Не дешево. Но и не дорого: 165 тысяч за квадратный метр – это сильно дешевле того, что строится в Москве.
Школа рассчитана на 900 учеников, но сразу после открытия их было 1 100, а сейчас уже 1 400. Проблема эта общая: хорошие школы все перегружены. Мы когда разрабатываем проекты, то постоянно думаем: как бы так втихаря построить здание на вырост?
Итак, лицей №1. Школа на окраине города, в частном секторе, где и жить-то не престижно. Государственная, абсолютно бесплатная. Но при этом ставшая центром городской жизни.
Одна из особенностей этой школы – в том, что мы не хотели закидывать новое здание в случайное место городской застройки. А решили как бы вырастить его на уже имеющемся корне. Таким корнем было старое разрушенное здание школы №1. Взяли это разрушенное здание, реконструировали его, расширили. Когда началась стройка и был выкопан котлован, живущие неподалеку собрались и говорят нам: «Что это вы там делаете? Это была наша школа! Здесь моя мама училась, я учился, сосед мой учился. Только попробуйте что-нибудь нам испортить!» Вот это я и называю корнем: в привычках, в сознании жителей руины еще оставались местом школы. Неравнодушный интерес сохраняется до сих пор, и до сих пор директор проводит по субботам экскурсии для родителей и соседей. Чтобы местные жители могли сободно приходить, пришлось построить на периметре школьного участка отдельное здание с двумя входами: один со стороны школы, другой с улицы. Утром дети занимаются там спортом или музыкой, работают в мастерских. А вечером открываются двери в столярные и слесарные мастерские, и туда заходят жители.
Рядом со школой мы построили кафе. Сначала думали: человек на двадцать родителей, которые будут проводить время в ожидании своих первоклашек. А в результате был такой аншлаг, что кафе пришлось серьезно расширить.
Потом местные жители – а они квалифицированные садоводы – сказали: «Так, дорогие учителя и ребята, сейчас мы вам поможем провести занятия и научим картошку выращивать, давайте поработаем вместе!». Так что этом году пришлось построить рядом и оранжерею.
Наш эксперимент по органическому выращиванию школы на городском ландшафте касался не только выбора места для стройки, но и культурно-психологического фактора. Альметьевск – это в Татарстане, и мы решили не придумывать ничего по образцу финских, московских, питерских школ. Решили сделать татарскую школу. Поскольку сами мы родом не из Татарстана, взяли на подряд местную дизайнерскую компанию «Ю». И две двадцатилетние девочки, очень талантливые, сумели переосмыслить местный исторический контекст и придумать дизайн с учетом татарских корней. На слайде можно видеть орнаменты на диванах – это их разработка. Ткачихи соткали нам ткань с орнаментом, мы обили этой тканью все школьные диваны. Это единственная ткань в мире, нигде больше такой нет. А вот орнамент на глиняных плитках. Плитку мы не покупали, мы ее вместе с этими девочками изготовили и наклеили. И в мире нет другого такого орнамента. Или вот здесь фрезером нарезан их узорчик. Ребята, когда проходят мимо, рукой трогают. А я себе думаю: «Культурную идентичность руками впитывают!». Мне, по крайней мере, хочется так думать. Ведь кто знает, как впитывается патриотизм и любовь к малой Родине?
Следующая часть материала здесь.
Юрий Пахомов