Рабочее место для человека с РАС: какие есть особенности и что нужно предусмотреть
02 Декабрь 2024Создание рабочего места для человека с расстройством аутистического спектра (РАС) требует не только адаптации физических условий, но и внимания к деталям, которые помогают снизить тревожность и повысить продуктивность. Как компании могут поддерживать инклюзию, делая рабочие пространства комфортными для всех сотрудников, рассказывает президент Фонда «Обнажённые сердца» Ася Залогина
Фото из личного архива Аси Залогиной
Какова миссия фонда «Обнажённые сердца» в отношении людей с расстройствами аутистического спектра (РАС)?
Основная миссия фонда «Обнажённые сердца» — создание общества, открытого к людям с нарушениями развития. Для этого мы развиваем профессиональную поддержку семей, инклюзию в образовании, досуге и трудоустройстве. Наша деятельность направлена на помощь не только людям с РАС, но и с церебральным параличом, синдромом Дауна и другими нарушениями.
Вы можете поддержать работу Фонда «Обнажённые сердца» подписавшись на ежемесячное пожертвование.
Почему РАС называют «невидимой инвалидностью»?
Это связано с тем, что аутизм – это поведенческий диагноз, который ставится не с помощью лабораторных исследований, а специалистом: психиатром, психологом или неврологом – в результате наблюдения за человеком и интервью с ним и ухаживающими за ним людьми.
Для окружающих ребенок с аутизмом зачастую выглядит просто как обычный, но капризный малыш, плохо воспитанный родителями. На самом деле, поведенческие трудности связаны не с его воспитанием, а именно с диагнозом.
Как фонд содействует трудоустройству людей с РАС? Какие проекты и инициативы фонда направлены на создание инклюзивных рабочих мест для людей с РАС?
Аутизм — это нарушение в развитии, с которым человек рождается и живёт всю жизнь. Поэтому поддержка нужна не только детям, но и взрослым. Просто она должна быть уже другой. В Центре поддержки семьи «Обнажённые сердца» в Нижнем Новгороде реализуют проекты для помощи взрослым — «Сопровождаемая занятость» и «Сопровождаемое трудоустройство». Их проходят молодые люди старше 18 лет.
«Сопровождаемая занятость» предполагает максимальную адаптацию жизни под условия, не отличающиеся от условий обычных или как их здесь называют — нейротипичных людей. Ребята работают, но при этом официально не трудоустроены: они помогают в уборке, занимаются подклейкой формуляров в библиотеке, сортировкой писем на почте. Так они чувствуют себя полезными и удовлетворяют одну из базовых потребностей человека.
Проект «Сопровождаемое трудоустройство» предполагает уже официальную работу и зарплату. Найти вакансию, составить резюме, подготовиться к собеседованию и поддержать в первые месяцы работы – всё это помогают делать специалисты Центра. Ребята трудятся на стадионе, в ресторане, в фотомастерской. В Центре не забывают и про культурную составляющую. У нас в партнерах достаточно много музеев, поэтому каждую неделю ребята выходят в разные места. Мы стараемся сделать эти походы максимально комфортными: например, в этом году вместе с музеем Арсенал (официальное название – Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) мы разработали социальные истории – это визуально представленный сценарий поведения в ситуации, которая может быть непонятна человеку с аутизмом или вызывать беспокойство и тревогу.
Какие особенности должны учитываться при организации рабочего места для сотрудника с РАС?
Как правило, рабочее место для сотрудника с РАС должно быть четко структурировано, иметь четкие границы и разнообразные визуальные подсказки, которые помогут ему выполнять свою работу. Чтобы создать четко организованную и предсказуемую среду, нужно тщательно отобрать необходимые рабочие материалы и инструменты, продумать места их хранения (например, контейнеры или маркированные ящики) и зонирование пространства.
Хорошо, если в компании есть место, где человек с РАС может отдохнуть, так называемая «тихая комната». Это особенно важно, если рабочее место шумное или рядом с особым кандидатом работает большое количество людей. Если у человека есть сенсорные особенности, важно помнить о том, что плодотворно он сможет работать лишь в благоприятных и комфортных условиях. Соответственно, компании нужно эти условия создать, например, переставить рабочий стол в более тёмное место, дать возможность работать в наушниках и т. д.
Какую роль играют визуальные и текстовые инструкции в организации работы для людей с РАС?
Визуальное восприятие — это одна из сильных сторон людей с РАС. В то же время понимание и распознавание вербальных инструкций и социальных сигналов могут вызывать у них определенные трудности. У многих людей с аутизмом также нередко возникают сложности с планированием и выполнением поставленных задач. Непривычные и непредсказуемые ситуации могут вызывать у людей с РАС значительную тревогу. Использование визуальной поддержки и структурирование окружения содействуют тому, что сотрудники с особенностями развития начинают лучше понимать, чего ожидать от рабочих ситуаций, какие навыки необходимо применять в тот или иной момент, в какой последовательности нужно выполнять действия. Визуальная поддержка помогает людям с РАС осваивать правила поведения, выполнять требования руководства, соблюдать границы, концентрировать и удерживать внимание, точнее понимать инструкции и абстрактные концепции (например, время, последовательность действий, причинно-следственные связи). Кроме того, визуализация задач позволяет сотрудникам с аутизмом сохранять спокойствие и развивать независимость. Визуальная поддержка может использоваться сотрудниками с самым разным уровнем навыков и способностей.
Чем может отличаться рабочее место человека с РАС от рабочего места нейротипичного сотрудника?
Рабочее место может отличаться большим количеством визуальных подсказок (схем, алгоритмов и т.д.). Согласно принципам универсального дизайна, зонирование пространства, визуальные указатели и маркеры могут быть полезны для всех сотрудников организации. По своему опыту могу сказать, что так оно и есть – визуальные подсказки используют все сотрудники организации.
Структурированное пространство, отвечающее потребностям сотрудников с РАС, помогает им:
1) свести к минимуму негативное поведение и панические реакции в непредсказуемых ситуациях, организовать рабочее место (например, устранить беспорядок, выработать привычку класть личные вещи в подходящее для этого место);
2) снизить тревогу (благодаря визуальным указателям сотрудникам с коммуникативными трудностями не придётся лишний раз обращаться за помощью к коллегам при поиске определенных мест или вещей);
3) развить самостоятельность.
Так, вышеперечисленное работает для всех сотрудников.
Насколько важна поддержка в процессе адаптации человека с РАС? Кто должен оказывать эту поддержку?
Адаптация сотрудника на новом рабочем месте будет проходить эффективнее, если с самого начала будет налажено сотрудничество наставника от работодателя, коллег, сопровождающего специалиста и самого соискателя. Естественная поддержка имеет неоценимый вклад в процессе адаптации человека с РАС. Важно, чтобы с самого начала руководство и коллеги брали на себя основную роль в ориентации соискателя на рабочем месте, его обучении и вовлечении. Это поможет ему быстрее влиться в процесс и предотвратит зависимость от поддержки со стороны специалиста по сопровождаемому трудоустройству. При этом основная задача специалиста по трудоустройству – способствовать эффективному взаимодействию работодателя и соискателя.
Чем значительнее изначальный уровень предоставляемой извне помощи (со стороны специалиста по сопровождаемому трудоустройству), тем меньше в будущем шансов у работодателя и коллег сотрудника с особенностями развития на то, чтобы самостоятельно оказывать ему поддержку.
Какие меры поддержки и мотивации наиболее эффективны для сотрудников с РАС?
В первую очередь, это поддержка коллег и одобрение руководства. Важно давать обратную связь сотруднику с РАС, как и любому другому сотруднику, о выполненной работе, давать свою оценку его деятельности и вносить предложения по улучшению эффективности. Меры, направленные на улучшение мотивации сотрудника с РАС, могут ничем не отличаются от мер для нейротипичных сотрудников: премии, дополнительные дни к отпуску, специальные программы или мероприятия. Кто-то из людей с РАС будет мотивироваться к работе возможностью получения дополнительного перерыва во время работы. Для каждого человека есть свой мотивирующий момент, что мотивирует одного, может совершенно не нравиться другому.
Какие стратегии помогают облегчить коммуникацию с коллегами для человека с РАС?
Некоторым людям с РАС свойственны трудности в коммуникации. Многие из них могут активно использовать речь в обычных ситуациях, но в непривычных обстоятельствах или под воздействием стресса утрачивают этот навык. У кого-то есть сложности с пониманием инструкций. Важно помнить, что человек в стрессовой ситуации (собеседование, проверки и т.д.) может иметь сложности с пониманием и высказыванием.
В коммуникации с человеком с РАС могут помочь:
-
использование более коротких предложений и простых фраз;
-
избегание двусмысленных фраз;
-
предоставление большего количества времени на усвоение информации и на возможность ответить на вопрос самостоятельно;
-
если человек не использует речь для коммуникации, предоставление возможности использования АДК (средства альтернативной и дополнительной коммуникации).
Какие виды задач чаще всего подходят людям с РАС, учитывая их способности и особенности?
Все зависит от того, какими индивидуальными особенностями обладает человек. Подбирая вакансию и рабочие задачи для соискателя с РАС, мы опираемся чаще всего на его сильные и слабые стороны, а также на уровень образования и, конечно, его запрос.
Если человек с РАС достаточно творческий, например, у него есть навыки живописи или графики, то он вполне справится с творческими задачами, а вот рутинная работа ему может быть в тягость.
Если у человека есть сложности с гибкостью, переключением между одной деятельностью и другой – то ему подойдет работа, которая подразумевает выполнение рутинных задач. Все люди с аутизмом разные, важно помнить об этом при подборе задач, опираться на индивидуальные особенности конкретного человека.
Давайте обобщим и еще раз проговорим существующие техники и подходы, которые помогают человеку с РАС лучше организовать рабочий день?
Сотруднику с РАС могут помочь:
-
адаптация рабочего места с учетом сенсорных особенностей (освещение, шум и т. д.);
-
адаптация рабочего графика – это может быть сокращенный рабочий день, дополнительные перерывы, возможность уединиться в «тихой комнате»;
-
создание ритуалов, которые помогут снизить уровень тревожности и освоить рабочие задачи;
-
четкий распорядок дня – необходимо составить расписание задач на каждый день, включая перерывы на обед и перекусы, групповые совещания и корпоративные активности;
-
навигация в общих зонах – для облегчения ориентирования в пространстве офиса можно использовать визуальную поддержку, например, наклейки-указатели, фотографии или инструкции с иллюстрациями;
-
визуальная поддержка – использование маркерных досок, распечатанных инструкций, ярлыков, чек-листов и органайзеров помогает человеку с РАС лучше запоминать и систематизировать задачи;
-
использование новейших технологий или мессенджеров, а также видеомоделирования – это позволит повысить независимость работников и снизить необходимость непосредственного контроля на рабочем месте.
Какие рекомендации вы можете дать работодателю, чтобы правильно адаптировать рабочее пространство для сотрудника с РАС?
Во-первых, выслушать самого человека, обсудить с ним все моменты, которые могут вызвать затруднение. Обсудить, что может помочь ему быть успешным на работе.
Во-вторых, обсудить с коллективом, что у них будет сотрудник с РАС. Если трудоустройство кандидата с РАС проводится в рамках сопровождаемого трудоустройства и есть специалист, который будет его сопровождать на рабочем месте, то его нужно попросить рассказать об особенностях нового кандидата о его сильных сторонах, с какими сложностями он может столкнуться в работе и как ему могут помочь коллеги.
В-третьих, относиться к кандидату с РАС как к обычному человеку без излишней жалости или предвзятости. Но учитывать особенности человека.
Что касается организации рабочего места, то по возможности создавать любые условия и адаптации, которые могут помочь сотруднику с РАС справиться с выполнением рабочих задач.
Наиболее эффективны будут разработанные совместно работодателем и специалистом сопровождаемого трудоустройства адаптации, учитывающие результаты оценки сильных и слабых сторон сотрудника с РАС.
София Жовнир