Преподавание – это не просто передача знаний, но ещё искусство находить подход к каждому студенту и помогать раскрывать его потенциал

24 Март 2025

Руководитель онлайн-школы рассказывает о том, как добиться профессионального признания в сфере онлайн-образования и почему для преподавателя так важно постоянно развиваться

Преподавание – это не просто передача знаний, но ещё искусство находить подход к каждому студенту и помогать раскрывать его потенциал

Фото из архива Ирины Орловой

Путь к профессиональному признанию может занять достаточно большое количество времени. Это во многом зависит, от целей человека, индивидуальных обстоятельств и черт характера. О том, как превратить своё увлечение в дело жизни,  что значит быть преподавателем и как добиться профессионального признания в этой сфере, мы поговорили с кандидатом технических наук, интернет-маркетологом, руководителем онлайн-школы итальянского языка UniversItalia Ириной Орловой.

С чего началось ваше увлечение итальянским языком?

Итальянский язык я мечтала выучить ещё в школе, когда по телевизору показывали первые фестивали в Сан-Ремо. Тогда это было просто желанием из разряда «хорошо бы», но для изучения мне не хватало мотивации. Она появилась позже, когда я уже окончила аспирантуру технического вуза и впервые поехала отдыхать в Италию. Вот тогда и возникла настоящая мотивация – ничто так не вдохновляет на свершения, как любовь. Сначала я начала учить язык самостоятельно, но очень быстро зашла в тупик. Тогда я нашла хорошего преподавателя, который превратил хаос в моей голове в стройную систему.

Как вы поняли, что ваше профессиональное признание – обучать других людей?

Оглядываясь назад, могу сказать, что всю жизнь я учила других чему-либо. Возможно, это стало частью моей природы, ведь я потомственный преподаватель. Моя мама всю жизнь проработала доцентом в МАДИ, и её пример всегда меня вдохновлял. Уже в школе я была вожатой «Звёздочки» и с удовольствием готовила материалы, обучая своих подопечных самым разным вещам. Позже, уже в аспирантуре, я начала преподавать по своей специальности «Гидропривод и гидропневмоавтоматика роботов и манипуляторов». Это был мой первый опыт работы в образовательной среде на более профессиональном уровне. Я поняла, что преподавание – это не просто передача знаний, но и искусство находить подход к каждому студенту, вдохновлять их и помогать раскрывать их потенциал.

Когда я переехала в Милан, я стала преподавать русский язык итальянцам. Но я подошла к этому не просто, как человек, говорящий по-русски. Ещё до переезда я прошла курс в РУДН и получила сертификат преподавателя русского языка как иностранного. Это дало мне не только теоретическую базу, но и понимание методик преподавания, которые я в дальнейшем применяла на практике.

Позже я окончила магистерский курс в итальянском университете Данте Алигьери и начала преподавать итальянский язык. Это стало новым этапом в моей профессиональной жизни, когда я поняла, что преподавание – это моё призвание. Видеть, как мои ученики начинают свободно говорить на итальянском, как они вдохновляются культурой и языком – это то, что приносит мне настоящую радость.

Как вы начинали реализовывать проект собственной школы? Кем были ваши первые сотрудники?

В 2019 году я организовала свою онлайн-школу итальянского языка. Первым сотрудником, который у меня появился, стала помощница по ведению социальных сетей – SMM-специалист. В тот момент это был именно тот человек, который мне был нужен, потому что я сразу решила развиваться органическим способом – через социальные сети и сайт школы. Следующим сотрудником стал технический специалист по работе с платформой GetCourse. Несмотря на то, что я кандидат технических наук, и неплохо разбираюсь в этой платформе, я предпочла делегировать эту часть работы, так как она занимала слишком много времени.

Эти первые два сотрудника сами предложили свою помощь, я согласилась и ни разу не пожалела об этом.

Какие трудности возникли на вашем пути, и что вы сделали, чтобы ваша школа стала известной?

Основными трудностями при становлении моей школы были, пожалуй, мои собственные проблемы – перфекционизм и боязнь рисковать. Мне хотелось сделать идеальные обучающие программы, и в этом я достигла больших успехов, о чём часто говорят ученики после прохождения моих курсов. Но по этой же причине новые продукты запускались долго и тяжело.

Также я долго боялась вкладывать большие суммы в рекламу. Впоследствии выяснилось, что мои опасения были не напрасны – когда я всё же вложила значительную сумму, это оказалось просто сливом бюджета.

Ещё одной сложностью было моё желание контролировать все процессы – и за себя, и за своих сотрудников. Это очень мешало, так как время ограничено 24 часами в сутки, и успеть всё просто невозможно.

Помимо внутренних препятствий, были и внешние обстоятельства, такие как пандемия и последующая геополитическая ситуация, которые привели к невозможности путешествовать и, как следствие, к резкому снижению спроса на изучение итальянского языка.

Получается ли масштабировать свой бизнес?

Серьёзным этапом в развитии моей школы стало получение лицензии на дополнительное образование детей и взрослых. Помимо того, что было сложно привести все документы в соответствие со стандартами и получить саму лицензию, после её оформления добавилось много работы по организации документооборота, как того требует законодательство. Лицензия – это не только гарантия качества образовательных продуктов, но и возможность для учеников получить налоговый вычет за обучение.

Сейчас школа развивается в основном за счёт органического роста в социальных сетях. В начале прошлого года я решила добавить ещё один способ продвижения – PR: выступления и публикации в СМИ. За год у меня вышло более 70 публикаций, которые продолжают привлекать новых подписчиков в социальные сети школы. Также я выступила на нескольких конференциях и снова начала писать научные статьи, только теперь уже не на технические темы, а на лингвистические.

Какие у вас планы на будущее развитие?

Сейчас мы с командой скорректировали нашу маркетинговую стратегию, и в ближайшее время будем запускаться на новую целевую аудиторию. Такое изменение требует масштабной работы по перестройке посадочных страниц, рекламных текстов, писем и самого продукта в соответствии с проблемами, желаниями и ожиданиями целевой аудитории.

Одним из ключевых направлений развития онлайн-школы является создание новых обучающих программ. Мы активно работаем над разработкой курсов, которые будут учитывать не только уровень владения языком, но и интересы учеников. Например, планируем запустить персонализированные программы для тех, кто хочет изучать итальянский язык для путешествий, бизнеса или для погружения в итальянскую культуру через литературу, музыку и кино. Кроме того, мы планируем возобновить работу разговорного клуба с носителями языка.

Ещё одним важным шагом станет интеграция новых технологий, таких как искусственный интеллект, для персонализации обучения. Мы уже приступили к созданию системы, которая будет анализировать интересы и прогресс каждого ученика и предлагать индивидуальные рекомендации по улучшению навыков.

Как вы думаете, что самое важное в профессиональном развитии в сфере онлайн-преподавания?

На мой взгляд, самое важное – это искреннее желание передать ученикам свои знания и навыки. Для того чтобы онлайн-школа существовала и развивалась в течение длительного времени, необходимо, чтобы образовательные программы выполняли свою основную функцию – обеспечивали качественное обучение.

Однако важно не только желание делиться знаниями, но и постоянное развитие самого преподавателя. Сфера онлайн-образования динамична, и чтобы оставаться востребованным, нужно следить за трендами, внедрять новые технологии и методики.

Ещё один важный аспект – это умение слышать своих учеников. Обратная связь от студентов помогает понять, что работает хорошо, а что требует доработки. Именно благодаря этому мы смогли создать программы, которые действительно помогают людям заговорить на итальянском языке. Кроме того, важно выстраивать доверительные отношения с учениками. Онлайн-формат может казаться менее личным, но это не значит, что он должен быть бездушным. Поддержка, мотивация и индивидуальный подход – это то, что делает обучение комфортным и результативным.

За все эти годы в школе не было ни одного отрицательного отзыва, и я всегда очень рада, когда после окончания курсов мои ученики могут по-настоящему общаться на итальянском с носителями языка. Это не только подтверждение качества наших программ, но и мотивация для дальнейшего развития.

Ещё Гёте говорил: «Тот, кто не знает иностранных языков, не знает ничего о самом себе». Влияет владение иностранными языками и на профессиональное признание. Во многом, своими успехами Ирина Орлова подтверждает эти слова. А мы лишь можем пожелать Ирине дальнейших успехов в её профессиональной деятельности и новых высот в изучении и преподавании иностранных языков!

Наталья Клименко