Компетенции будущего: что поможет современному руководителю эффективно управлять своей командой

29 Июль 2024

Рассказываем об умениях и навыках, которыми должен владеть каждый руководитель или управленец, чтобы достигать поставленных целей и обеспечивать успешное развитие компании в любой обстановке.

Компетенции будущего: что поможет современному руководителю эффективно управлять своей командой

Фото из личного архива Валентины

Современные профессионалы должны иметь множество навыков и компетенций, которые  раньше или не имели значения, или вообще не были известны широкой аудитории. На первый план уже выходят умение управлять командой дистанционно, разработка грамотных решений и адекватное отношение к подчиненным. Какие же компетенции будут важны для руководителей в будущем?

Понятие «компетенции» сейчас употребляется очень широко. Зародилось оно 60 лет назад. С тех пор компетенции прошли очень большой путь развития, а на тему того, какие навыки будут больше всего востребованы в близком и далеком будущем, размышляют многие эксперты.

Так, согласно докладу экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia, в число навыков, которые нужны человеку в XXI веке, включены цифровая грамотность, экологическое мышление, способность к самообучению.

Многие HR-специалисты также отмечают, что для руководителя важное значение в ближайшие годы будут иметь навыки коучинга и наставничества, системное мышление, интерактивные и игротехнические компетенции. И все говорят, что обязательным для руководителя в бизнесе становится развитый эмоциональный интеллект.

О компетенциях будущего мы поговорили с бизнес-коучем и индивидуальным предпринимателем Валентиной аль-Марфади.

Какие вы бы назвали самые важные компетенции, которые выйдут на первый план уже в ближайшее время?

- Я бы включила в этот список адаптивность, гибкость и эмоциональный интеллект.

В каких сферах, и для каких профессий эти компетенции будут наиболее актуальны?

- Абсолютно во всех, особенно, в отраслях и сферах, связанных с коммуникацией с людьми. В первую очередь, они важны для руководителей любого уровня. 

Какие навыки и компетенции важно получать уже сейчас?

- Сейчас на первый план выходят гибкие навыки. Жесткие навыки, на мой взгляд, очень скоро мы сможем реализовывать при помощи ИИ и, в целом, через digital.

А вот умение понимать свои эмоции, чувства, что так долго в нашей стране было не приоритетным, навык управлять своим состоянием и состоянием других людей – это то, что сейчас действительно важно и необходимо. Ведь уровень нашей энергии напрямую влияет абсолютно на все сферы нашей жизни.

Как осваивать такие компетенции, которые сейчас не востребованы, но будут востребованы через время? Как развивать собственные компетенции будущего?

- Необходимо работать над своим состоянием. Начинать нужно с того, чтобы замечать «а что я сейчас чувствую»? Далее, наблюдать за другими людьми. И также пытаться угадывать их чувства и эмоции. Следующим этапом тогда уже сможете управлять атмосферой контакта с любым человеком.

А в части развития гибкости и адаптивности нужно задавать себе правильные вопросы. Для чего мне эта ситуация? Чему я должен научиться благодаря этой ситуации? Даже простые «Почему это произошло» или «Зачем». Еще есть одно упражнение, при котором нужно учиться настраивать себя на установку «Я допускаю, что я могу быть не прав».

Как вы работаете с руководителями и помогаете им развивать такие компетенции?

- Когда я начинаю работать с руководителями разного уровня, первичный запрос звучит обычно так: «Я хочу, чтобы моя команда работала слажено, чтобы люди были более ответственными и самостоятельными».

И, если мы просто работаем над жесткими навыками, без подключения эмоционального интеллекта, гибкости и адаптивности руководителя, результата нет. А если подключаем и эти компетенции, тогда руководители/собственники масштабируют бизнес, выходят из операционки, у них появляется время для себя и своих хобби. А их сотрудники при этом в команде получают больше шансов на развитие.

Жизнь не стоит на месте, и тех компетенций, которыми вы владеете сегодня, завтра уже может быть недостаточно. Поэтому развитие компетенций — это вложение в свой успех и путь для всех, кто всегда готов к новому.

Наталья Клименко