Тест на профориентацию помогает социализироваться детям с особенностями развития?

30 Июль 2024

Вероятно, многие из нас хотя бы раз в жизни проходили тест на профориентацию. Но были ли его результаты полезны? “Вербатория” занимается тем, что помогает выявить природные склонности человека к той или иной сфере деятельности. Поскольку основатель бизнеса в настоящий момент находится на территории проведения СВО, мы поговорили с его женой, Анной Ефимовной Раудсепп, директором PR-отдела компании, и узнали, как личная история человека подтолкнула его к разработке новой технологии.

Тест на профориентацию помогает социализироваться детям с особенностями развития?

Фото из личного архива Анны

В чем суть вашей технологии?

Это диагностика по ритмам мозга. Она не требует особой подготовки, ребенку просто задают вопросы. По сути, это тридцатиминутный тест: надевается датчик, который в процессе фиксирует ритмы мозга. Тесты включают вопросы на разные темы: математика, логика, лингвистика и так далее. Потом результаты обрабатываются, это занимает минут 20-30. Человек в качестве специалиста не принимает в этом участия. Он нужен только для того, чтобы озвучивать вопросы теста. В результате составляется отчет: какой у ребенка природный потенциал, в какой сфере ему лучше развиваться, какие его сильные стороны. Это не имеет отношения к его навыкам. 

Чем уникальна технология?

Обычно тесты на профориентацию выявляют навыки человека - то, что ему продиктовал социум. Наша технология выявляет то, что тебе дано от природы, по ритмам мозга. 

Расскажу историю. Моя дочка дружила с мальчиком. Он профессионально занимался хоккеем. А когда стал подростком, у него с родителями возник конфликт: мальчик не хотел ходить на этот хоккей. Отец настаивал, считал, что тот - спортсмен. Мы были знакомы, и Сергей предложил протестировать мальчика. Оказалось, что ребенок от природы к спорту не сильно расположен. Вышло, что у него предрасположенность к науке. Его отцу было сложно это принять, потому что он сам мечтал стать хоккеистом, но у него не сложилось. Потом он все-таки отдал мальчика в шахматы. Прошло 5 лет, он теперь уже взрослый. Во-первых, он поступил в технический вуз. Во-вторых, у него несколько наград по шахматам. Он бросил хоккей. Год назад его отец мне написал и сказал “спасибо”.

Предрасположенность от природы - это что?

Это по Гарднеру (американский психолог Говард Гарднер - прим.). Он выдвинул теорию, что у человека есть доминирующие грани интеллекта от природы. То есть не то, чему его научили, а то, что заложено в нем изначально. Как он писал в своем труде («Структура разума: теория множественного интеллекта» - прим.), человек может быть гениальным, например, художником. Но он никогда не пробовал рисовать и не развил эту способность, поэтому всю жизнь работает бухгалтером. Когда Сергей изучил этот труд, он понял, что выявить доминирующие грани можно по ритму мозга. 

С какого возраста можно начинать?

Сергей говорит, что прохождение этого теста бессмысленно, пока ребенку не исполнится пять лет. В основном с детьми и приходят. Но есть и взрослые. Тест можно проводить хоть до ста лет, здесь нет ограничений. 

С какими проблемами к вам обращаются?

Приходят те, кто в растерянности, кто не реализовался в своей сфере и хочет сменить работу. Кто-то приходит потому, что активно занимается своими детьми и хочет побольше про них узнать. А кто-то приходит с детьми-подростками, потому что в этом возрасте начинаются конфликты: это не хочу, то не хочу. Я знаю случаи, когда дети всю свою жизнь чему-то одному посвящают, а потом резко бросают. Такие вот тоже обращаются.

А с какими диагнозами приходят?

С аутистическим расстройством, с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности - прим.), с синдромом Дауна. Но в основном это те, у которых можно что-то скорректировать. Потому что прям совсем тяжелым детям такую диагностику вряд ли получится провести.

Изначально технология разрабатывалась для детей с аутизмом?

Да. Сергей, мой муж, разрабатывал это для сына. У Мартина расстройство аутического спектра с легкой недостаточностью. То, что у нас ребенок с особенностями развития, мы поняли, когда Мартину было три года. Начали заниматься, ездили по реабилитационным центрам: и в России, и за границей. В одном из реабилитационных центров нам надели устройство, чтобы проверить, что интересует ребенка. Это американское устройство, которое изначально было придумано для игр и фиксации внимания. По ритмам мозга можно понять, заинтересован ли человек в том, чем именно он сейчас занимается.

Мартина тестировали и дальше: кто-то книжку дал, кто-то шахматы, кто-то еще что-то. Потом мы про это забыли, но когда Мартину было 6 лет, мы поняли, что занятия дают эффект, но не тот, который нам бы хотелось. А нам хотелось, чтобы он социализировался. Для этого надо было понять его интересы. Как это сделать?

И вот Сергей вспомнил про это устройство. Сам он по образованию математик. Стал изучать эту тему, съездил в Штаты, закончил курсы, пообщался с теми, кто изобрел этот аппарат. Он хотел понять, как помочь сыну. Собирал информацию около двух лет. Мартину на тот момент уже исполнилось восемь. Первые тесты Сергей стал проводить на нем. Мы поняли примерные интересы ребенка - природные, заложенные. Естественно, с небольшим отклонением к его особенности.

У нас начались сдвиги в положительную сторону после того, как мы начали заниматься - появилась речь, предложениями. Отдали Мартина на фигурное катание, на плавание. Плаванием он до сих пор занимается. Это его любимый вид (спорта - прим.), это ему очень помогает. О такой его особенности мы могли только догадываться. 

Устройство помогло понять, что ему нравится. Он увлекается лыжами. Это тоже выявилось в благодаря устройству. Занятия дали ему возможность социализироваться, ходить в обычную школу. Конечно, Мартин учится по своей программе, но он выигрывает соревнования среди особенных детей, о нем рассказывают в школе, дети его любят,  дают ему возможность быть в социуме. Не знаю, как без этого сложилась бы его дальнейшая социализация. Вот такая предыстория. Потом Сергей понял, что это и с обычными детьми работает.

Сергей очень бережно к относится к бизнесу. Это для него не зарабатывание денег. Это для него, как он сам говорит, его третий ребенок. Вложено много сил. 

Заключение

Вербатория”- проект для тех, кто хочет направить свои силы в нужное русло. Отчет, составленный по итогам тестирования, лишь помогает определиться с направлением, в котором стоит двигаться. Принимать ли эту информацию за истину, или нет, полностью зависит от решения пришедшего на тестирование человека. По словам Анны, специалист не вмешивается в то, как человек реагирует на свой результат.

Юрий Пахомов