СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА: РЕНЕССАНС РАЙОННОГО МАСШТАБА Часть IV
18 Ноябрь 2024Завершаем наше знакомство с замечательными людьми, участниками круглого стола «Социальный предприниматель – амбассадор нового типа мышления», проведенного в Московской Торгово-Промышленной Палате
Предыдущая часть материала здесь.
Рассказ о себе, о своей истории и о добрых делах продолжает Юлия Третьякова, художник, доцент Института бизнеса и дизайна
Теперь о добрых делах. В добрые дела меня втянула Виктория Леонидовна. Мы познакомились на мастер-классе по работе с детьми с ОВЗ. И продолжаем сотрудничать в этом направлении. Почему свой рабочий день, который стоит денег, я легко могу посвятить бесплатным мастер-классам? Мне кажется, для добрых дел важно сначала позаботиться о себе. Сделай себя счастливым, найди любимое дело, реши проблему заработка – и ты сможешь с радостью, с открытым сердцем бескорыстно делать что-то для других. Я могу позволить себе это, потому что нормально зарабатываю, у меня есть устойчивый финансовый тыл. Меня радует, что и государство начинает разворачиваться в эту сторону. Сейчас проходит фестиваль «Лето в городе», очень много культурных и спортивных мероприятий. Приходите, участвуйте – и тогда мы не будем отдельно друг от друга и каждый сам по себе. Уже идет вернисаж на Никитском бульваре, я буду там представлять галерею Беляево, буду проводить мастер-класс по скетчингу – приходите, приводите детей, буду рада вас видеть.
Юлия Воронина, руководитель проекта «Академия маленьких наук», основатель инклюзивного детского сада
Юлия, я очень рада знакомству! Мне бы с детьми с ОВЗ порисовать! Я считаю, что такие занятия должен вести профессионал, который не испортит детей.
***
Отходят в сторонку и начинают договариваться.
***
Надежда Иванова, адвокат, старший преподаватель вуза, психолог, автор и тренер коммуникативных программ для взрослых и подростков «Социальный радар»
С 2016 года я бизнес-тренер, это мое любимое хобби. По основной профессии юрист, занимаюсь семейными спорами. Еще я аспирант Сибирского Федерального Университета, а еще – мать троих детей. По первому образованию учитель истории. Виктория пригласила меня на этот круглый стол рассказать про игру «Социальный радар», и я подготовила презентацию. Но раз пошел такой откровенный разговор, от презентации игры я буду иногда отходить и больше рассказывать о себе. В фокусе моего интереса – социальный интеллект и его развитие с детского и подросткового возраста. Готовлю по этой теме диссертацию. И еще мне всегда были интересны ситуации, в которых люди раскрывают друг друга, раскрывают в себе то, о чем прежде и не догадывались. Уже шесть лет существует мой проект «Успешный подросток», который я создавала когда-то для своих детей. Мне тогда нужно было помочь им в сложной ситуации, связанной с буллингом в школе. Я активно знакомилась с тем, что и как происходит на различных психологических тренингах и в психотерапевтических группах. И захотелось перевести все это в более легкий и живой формат. Чтобы было примерно как в пионерлагере: веселые пионервожатые, ты весело проводишь время и так незаметно, играючи, обучаешься социальным навыкам и развиваешься.
Я обратила внимание на то, что у подростков, с которыми работают психологи, по разным причинам нарушена коммуникация и занижена самооценка. Они чувствуют себя как бы на задворках жизни: суженный круг общения, сложности с контактами, друзей мало или совсем нет. А ведь когда они станут взрослыми, все это скажется и на их будущих детях! Я адвокат и много работаю с семейными спорами и распадающимися семьями. Мне всегда было интересно спросить: а в каких семьях росли вы сами? Какие были отношения? Часто оказывалось, что у их родителей были сложности с коммуникацией. Я пришла к мысли, что если проблемы с коммуникацией и самооценкой не решить в детском и подростковом возрасте, когда человек более пластичен и может меняться, если ребенок не получит вовремя нужный импульс, то эти проблемы будут сопровождать его всю оставшуюся жизнь. Он будет делать худшие для себя выборы, принимать худшие решения, и к 35-40 годам получит классический личностный кризис. Острое осознание: жил не так, как хотел бы, и семья не такая, какую хотелось бы. Начинают распадаться семьи. А там – тоже дети, подростки. Они смотрят на родителей и впитывают в себя эти стереотипы. Попадают в тот же порочный круг, из поколения в поколение. Эти размышления привели меня к проблеме социального интеллекта – острой, актуальной, но недооцененной педагогами и психологами и мало изученной. Модный ныне эмоциональный интеллект – лишь часть социального интеллекта. Социальный интеллект – это способность понимать других людей и успешно взаимодействовать с ними, способность к точной оценке взаимоотношений, к оптимальному построению поведения. Про человека с высоким социальным интеллектом говорят: у него есть «чуйка», людей видит насквозь и может прогнозировать, кто как в какой ситуации себя поведет, какое поведение будет уместным, а какое – неуместным. У таких людей хорошие лидерские задатки и, соответственно, есть мотивация к лидерству. Они умеют работать в команде, не перестраховываются в отношении других людей и не боятся брать на себя ответственность. Мой «Социальный радар для бизнеса и жизни» – это инструмент развития социального интеллекта. Он применим в работе и с подростками, и со взрослыми, и с руководителями. Я очень внимательно слушала Сергея и Андрея и много записывала себе в блокнот. Все очень отзывается! То, что испытывают люди, насколько они счастливы или несчастливы, приносит ли радость их труд – очень важно для руководителя. Здесь – одна из важнейших его задач. Все, о чем рассказывал Сергей, есть в моей игре! Этому мы и учим! Люди в компании должны понимать, что общение и отношения с коллегами, с руководителями, с подчиненными – это не какой-то временный малозначимый эпизод: типа поработал немного здесь, потом поработаю еще где-то. Нет, это часть нашей жизни! Прекрасно, если люди и сами чувствуют себя частью чего-то большего: большого осмысленного проекта, хорошего коллектива, важного дела! В компаниях, где присутствует этот смысл, и труд людей более результативный, и сами они становятся амбассадорами бренда.
Сейчас моя игра-тренинг – это уже новая версия после «Успешного подростка». Я заходила с ней на психологические фестивали и конференции. Люди разных профессий собирались и играли в «Социальный радар». И я получала много хороших отзывов. Недавно игра была представлена на фестивале, посвященном переговорам. Двенадцать участников, карточки, фишки. Человек вытягивает карточку, а там – незавершенное предложение, которым начинается рассказ о себе. «У меня много….». А дальше – огромное разнообразие способов представить себя другим. Один скажет: «У меня много друзей». А другой: «У меня много проблем». У меня много достижений, много детей, много радостей… Все ответят по-разному, и с помощью таких карточек мы с разных сторон подсвечиваем человека. Вот фотопортрет хода игры. Видите? Сначала совершенно чужие люди, они напряжены. А вот все увлеченно играют. А вот расстаются уже друзьями, обмениваются контактами, заводят общий чат, начинают даже находить какие-то коллаборации. Есть еще динамическая часть, в которой нужно проявить организаторские способности и креативность, вовлечь всех в проведение небольшого мероприятия. От детей и подростков часто можно услышать: мы никогда раньше этого не делали, никогда не приходилось быть организаторами. Но оказалось, что такие задачки в новинку и для многих взрослых!
Вот мы поиграли полтора-два часа – и как будто прожили небольшую насыщенную жизнь. Очень важно, что происходит после. Нетворкинг, общение за пределами игры – и через это участники закрепляют и выносят обретенный опыт в социум. Это игра на сплочение коллектива взрослых. Детская версия – на развитие коммуникации. В любом возрасте коммуникация – это наше все! Сейчас уже есть типографский тираж детской версии игры, он в продаже в Краснодаре, в Минске, на Камчатке. Сейчас игру повезли в Грузию в детский лагерь. Играть могут дети от 10 лет, оптимум – 14-15 лет. Версия для взрослых тоже будет коммерциализироваться. Игра продается вместе с обучением ведущего. Чтобы ведущий, если он не профессиональный детский психолог, понимал, что и почему он делает. Почему важно безукоснительно соблюдать правила общения, почему у детей такие реакции, какие бывают риски и как действовать в непредвиденных ситуациях. Дети бывают разные. Пришел, скажем, ребенок с тревожным расстройством, а остальные дети в группе – условно нормальные. Здесь важно обеспечить баланс, поддержать, предупредить нежелательные реакции группы, чтобы не ранить ребенка. В такую игру нельзя играть детям без сопровождения взрослого.
В завершение встречи Ирина Деревянко, районный депутат и воспитатель детского сада «Эврика», представила проект возрождения русской народной игры «Городки», которой исполнилось ровно 100 лет. Это большой проект гранта мэра Москвы, разворачивать который инициаторы начали… с детских садов.
Ну, и в завершение – нетворкинг, скоротечные беседы по интересам, столь захватывающие, что люди не уходили, пока охрана не погасила свет.
Юрий Пахомов