СЕМЬ ПИСЕМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ 1811, УЧАСТНИКОВ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ АКАДЕМИИ

21 Июнь 2024

Прошли годы, ученики школы 1811 окончили последний класс. Получили дипломы. У каждого – свой путь и своя взрослая жизнь. Но однокашники продолжают общаться, и однажды Александр Аронович предложил ребятам оглянуться и с дистанции прожитых лет поделиться итогами своего участия в Детско-Взрослой Академии.

СЕМЬ ПИСЕМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ 1811, УЧАСТНИКОВ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ АКАДЕМИИ

Лого с сайта школы.

Начало серии интервью с Александром Рывкиным

ПИСЬМО ПЕРВОЕ

Привет!

Это мои размышления об опыте на ДВА. Получилось разделить все свои мысли на 2 секции: «Что мне особенно нравилось на ДВА» и «Что я забрала с академии во взрослую жизнь». Не исключаю, что позже еще захочется что-нибудь добавить. Поэтому на этих рассуждениях я не ставлю точку.

Что мне особенно нравилось в пространстве ДВА?

У меня всегда были скрытые учителя-любимчики, с которыми можно было поработать в команде именно на ДВА, потому что в школьной жизни наши пути, к сожалению, не пересекались. Ехала туда всегда с азартом и мечтами, что попаду в команду именно к этим желанным педагогам )))

Мне было безумно любопытно смотреть на людей, которые приезжают на ДВА в первый раз, как на детей, так и на взрослых. С большим интересом я следила за тем, как они раскрываются. По моим ощущениям, как правило, человек/учитель/школьник в обычный жизни один, а на ДВА – другой. И я очень много наблюдала и подмечала для себя классные находки.

Очень важно отметить то, что у нас было гигантское поле для эксперимента, и взрослые нас сильно в этом поддерживали. Провести свою мастерскую? Вперед. Придумали новую игру и хотите ее внедрить в наше пространство? Действуйте. Никогда не забуду, как однажды нам получилось организовать психологическую игру (которую возможно не очень качественно получилось провести в силу детской сильной эмоциональности), но воспоминания о ней меня до сих пор доводят до мурашек.

Я была без ума от местных традиций, например, уличные игры. Меня очень воодушевлял тот факт, что игры – это не только для детей, это не просто какое-то дурацкое занятие для тех, кому некуда девать энергию. Это активность, в которой принимают участие все все всееее! И люди разных возрастов позволяют себе быть немножко детьми, когда водят хороводы, разбивают стену бояр на бегу, стоят в парочках и горланят песни в ручейке. В ручейке вообще всегда был шанс выбрать себе в пару мальчика, который так сильно нравится! Но в жизни подойти поболтать смелости ну совсем нет. Так что для этого всегда был ручеек :))

На ДВА ездило большое количество авторитетных и удивительных для меня людей. Смотря на них, хотелось стараться, учиться, развиваться и становиться такими же! Это какой-то нескончаемый поток вдохновения, который там царит и распространяется на всех. (Это по моим личным впечатлениям)

Мастерские. Ну а это вообще отдельная песня. Каждая мастерская – это какое-то прям таинство. Все тихонечко занимаются своим делом в скрытых локациях, даже не подглядеть одним глазочком, чем они там занимаются. А если тебе все же удалось подглядеть – ты все равно ничего не поймешь, у них отдельный мир. А позже на презентации мастерских ты видишь людей, от которых вообще не ожидаешь подобных вещей, а они мало того, что выступают на сцене, так еще и сражают всех наповал своим финальным выступлением.

Что я забрала с академии во взрослую жизнь?

Во-первых с академии я забрала людей. Вот те самые крепкие связи, которые создались и будто им не суждено больше разрушиться. Как я уже упоминала выше, по моим ощущениям в школе человек может раскрыться процентов на 40, а на ДВА есть шансы на все 85+. И когда это работает для большинства участников, качество и количество связей возрастает. И другая очень важная вещь. Вспомните то самое ощущение, когда вы добираетесь до каких-то будоражащих открытий вместе будь то в фильмах, в текстах, где угодно. Как это вообще пережить открытие вместе? Это безумный инструмент сплочения на мой взгляд, это очень мощно.

ДВА научила задавать вопросы. Заранее извините, что повторяюсь, но это правда суперская штука. Для меня лично это нереально полезный навык. Я считаю, что я могу задавать вопросы абсолютно к любому материалу, и даже неважно интересна мне тема или нет. Я просто знаю, где и за что можно зацепиться, где попросить больше раскрыть тему, где спросить про пример или предложить на рассмотрение другую точку зрения. Это всегда дает положительный эффект, потому что больше людей становятся вовлечены, появляются другие реакции, открываются дискуссии и т.д. Помню времена, когда приезжали поэты. Тогда я тоже ходила и вечно думала о том, чтобы блин у них такого спросить... Это же поэты и они прям тут, рядом со мной, очень не хочется упускать такую возможность ахаха

Общение на равных с людьми всех возрастов и позиций. Я не чувствую дискомфорта, если разговариваю с человеком намного старше меня по возрасту или, скажем, с CEO какой-либо крутой организации. Если наши мнения не совпадают, открыто об этом говорю, интересуюсь, задаю вопросы опять же, веду себя естественно. Так точно получается не у всех.

ДВА научила на себя брать ответственность. У тебя всегда был выбор: пойти гулять/резвиться на улице или вызваться выступать и готовиться к пленару. Выбрав вторую опцию, ты осознаешь, что представляешь целую группу. Нельзя упустить ни одну важную деталь, хочется собрать все-все наработки, выстроить понятную последовательную речь и поделиться всеми открытиями с остальными.

На ДВА я получала признание и поддержку от взрослых, которой я не всегда получала дома. Честно говоря, это давало мне очень много сил и уверенности в себе. Я думаю, это сделало свое дело для адекватного чувства собственной важности и веры в собственные силы.

Научили рефлексировать. Рефлексия – это вообще слово-ассоциация с академией. Возможно из-за вечных споров, куда ставить ударение в том числе. Я пытаюсь вспомнить, где еще в жизни у меня была возможность научиться рефлексии, и у меня не всплывает ни одного примера.

Публичные выступления. Я ездила на ДВА с перехода в 5 класс, с раннего возраста участвовала в выступлениях, поэтому для меня ничего не стоит выйти без подготовки и рассказать презентацию или поделиться личным опытом с аудиторией. Чувствую себя в этом максимально комфортно, даже если скажу что-то не так или выступление будет неидеальным.

Очень естественная потребность в исследовании. Натуральное желание узнавать, сомневаться, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, слышать и прислушиваться к чужой, анализировать, делать выводы, менять выводы.

Я не уверена, что правильно это сформулировала, но я считаю, что на ДВА нас учили быть творческими. Весь процесс, который происходил на академии назывался игрой. Я чувствую, что благодаря этому, значение «игры» в моей жизни вообще стало особенным, и эта “игра ”применима абсолютно к любым делам. Любая серьезная глубокая работа необязательно может происходить в кругу лишь экспертов. Где есть очень жесткие рамки с консервативным духом и супер сухим, строгим докладом в конце. Я знаю, что ценность в работу может внести не только специалист, но и, например, ребенок, потому что он смотрит на мир под другим углом, проживает чувства иначе, его восприятие мира и точка зрения могут сделать существенный вклад. А итоговая презентация может быть не обычным докладом, а инсценировкой, прочтением стихотворения, видеороликом для того, чтобы аудитория поняла мысль лучше и с разных углов. В общем, я вижу творчество именно в этом: в совмещении, на первый взгляд, совершенно несовместимого, и впоследствии получения сумасшедшего результата совместной работы. Это я считаю творчеством и точно говорю, что меня этому научили.

***

ПИСЬМО ВТОРОЕ

Помимо прекрасного общения, дружбы, незабываемых приключений, для меня ДВА была творческой лабораторией, где я училась думать, анализировать, а самое главное, что вылилось уже в мои реальные, настоящие профессии, это способность «раскапывать драматургические алмазы литературного произведения, вживаться в шкуру всевозможных героев-персонажей и проживать с ними целую жизнь!» и конечно же получать от этого бесконечное удовольствие!!!

***
ПИСЬМО ТРЕТЬЕ

Конечно основное что нравилось в ДВА это социальное взаимодействие - весь этот движ был очень полезен для того, чтобы во взрослом возрасте я не ушёл в себя, как делают многие. А в рамках сессий и пленаров получалось находить много новых знакомств, что также отразилось на жизни сейчас.
А вот с навыками всё ещё интереснее.

Каждый брал от ДВА своё, то, чего ему не хватало. Я для себя остановился на трёх важных вещах:

1. Отношение к другим. Не важно какой ты человек: молодой или умудрённый опытом, суровый или добродушный, грустный или жизнерадостный – ты можешь иметь своё мнение и это мнение может не совпадать с мнением других. Это научило меня:

а. умению говорить "нет", отстаивая порой непопулярное мнение, когда окружающие настаивают
b. умению слушать и слышать других, ведь если всегда доказывать и отстаивать только своё – к новому не придёшь
c. и как ни странно это сделало меня более терпимым и толерантным по отношению к тем, с кем я не согласен и на кого я не похож

2. Аналитические способности. Постоянное подвержение сомнению любой мысли и теории хорошо прокачали этот навык. Сейчас я работаю в IT главным аналитиком по CRM в отделе инноваций, но от IT здесь половина и не столь значимая, гораздо важнее умение разветвлённо мыслить, вступая в дискуссии с окружающими и самим собой, чтобы достигать наилучшего результата и что-то подсказывает мне, что без ДВА этот навык я бы не развил до такого уровня и вряд ли пошёл бы в этом направлении в работе.

3. Преодоление страха публичных выступлений. ДВА и уроки театра со школы помогли в раннем возрасте начать бороться со страхом сцены, а это один из сильнейших страхов в моей жизни. Да, со стендапом перед живой аудиторией я ещё не готов выступить, но у меня в качестве хобби ютуб канал, а съёмки я провожу в людных местах совершенно не обращая внимания на недоумевающие взгляды и редкие выкрики.

Уверен, что каждый от ДВА так или иначе взял то, что он более всего хотел получить, то что ему хотелось развить и усовершенствовать в себе осознанно или подсознательно.

До этого поста я не задумывался так сильно о том, что лично для меня сделали эти мероприятия помимо классно проведённого времени, но проведя рефлексию (😅) я понял, что без ДВА моё взросление, вход в профессию и социальное взаимодействие были бы совсем другими.

Большое спасибо всем, кто помог мне и многим в этой группе стать лучше

***
ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ

Мне тоже есть чем поделиться и что рассказать. Для меня опыт ДВА стал полезен при выполнении задач по оптимизации бизнес-процессов (от внутригрупповых до полноценного внедрения AGILE в крупнейших компаниях России и, теперь, за рубежом)

***
ПИСЬМО ПЯТОЕ

Забыла добавить, что отдельно для меня был важен опыт нахождения с директором в неформальных условиях 😘 Это мощный кирпич к понимаю (в сегодняшнем дне это как-то особенно важно) того, о чем уже писали выше - что мы все прежде всего люди, что нет никаких причин для установления границ и иерархий. Это какой-то другой источник авторитета, не связанный с применением и демонстрацией силы и власти, не воздействующий через страх. Зато чувствовалось внимание лично к тебе, возможность услышать человеческую интонацию, способность признать собственную ошибку и даже быть смешным. Так что да… ДВА - это успешный опыт неформального сообщества)

***
ПИСЬМО ШЕСТОЕ


ДВА в моей памяти, в моем опыте, в моей жизни

ДВА в моей памяти…

На самом деле в моей памяти достаточно мало каких-то отчетливых и детальных воспоминаний о ДВА. Но несмотря на это, когда я слышу эти три заветные буквы (иногда в очень неожиданных местах и вообще не про наше ДВА) или когда читаю рефлексию других, у меня мурашки бегут по телу и ком в горле.. Что-то очень заветное, светлое, доброе, творческое и тайное! Никому со стороны не понятное.. Я не раз пыталась уже во взрослом возрасте объяснить знакомым, что же это за “лагерь от школы”, в который я ездила даже перейдя в другую школу)) Но та атмосфера, которая царила на ДВА, тот дух единства и равенства, то ощущение работы над чем-то сокровенным и таким важным — это маленький социум, свой маленький мир — его не передать словами и не объяснить людям, которые не были на ДВА

ДВА в моем опыте

Охх, ну тут все слилось воедино, сейчас уже очень сложно выделить что-то конкретное, но я попробую. В целом наверно опыт ДВА прекрасен тем, что он очень многогранный, и мы учились и hard скилам (разбирать стихотворения, расставлять ударения, определять ямб или хорей, видеть приемы операторской работы) и soft скилам. При чем порой не замечая вообще, насколько многому мы научились.

1. Наверно про харды я все-таки писать не буду, скажу только, что при просмотре фильмов постоянно подмечаю детали и восхищаюсь операторской работой, игрой со светом или звуком (в общем, замечаю работу не только актеров)

2. Рефлексия

Я с детства любила рефлексировать, но, думаю, применять этот навык и использовать его как инструмент в жизни я научилась именно на ДВА. Задавать себе вопросы о прочитанном, увиденном, пытаться понять, почему увидела одно, но не заметила то, о чем говорят другие. Иногда мне казалось, что я зря так глубоко копаю и, возможно, смысл лежит на поверхности, но потом на пленере выходили ребята и делились идеей, которая ошеломляла и поражала. И может автор и не задумывал такого поворота событий, но сам факт, что до этого смогли дойти, меня будоражил.

3. Инсайты

Мне кажется, мы не использовали этого слова на ДВА, но суть в том, что инсайты были на ДВА еще до того, как это стало мэйнстримом))) И это то, без чего я не могу сейчас представить свою жизнь и работу. Каждый хотел найти что-то прорывное, увидеть то, что не видят все остальные. Мы учились мыслить шире, смотреть под разными углами, задавать вопросы, искать новое.

4. Целостность

Я помню этот прекрасный момент, когда кто-то говорил: у нас 2 часа до пленера. И начинается самое интересное… Как собрать все мысли и идеи в кучу? Как донести это до других? Как выстроить доклад так, чтобы прослеживалась единая нить? Как завершить его так, чтобы все обалдели? И мы сидели, очищали зерна от плевел, учились объединять, структурировать, доносить мысли.

5. Умение говорить ртом

Я думаю, эта мысль не нуждается в пояснении. Я боялась, сомневалась, но делилась своими мыслями, отстаивала позицию, подбирала аргументы

6. Умение слышать

Наверно вся идея ДВА для меня про это.. Умение слышать автора, себя, умение слышать ребят из команды, идеи других на пленере. Идей и мнений было столько, что не было смысла доказывать свою правоту. Все были правы и все взапой слушали новые мысли на пленере, задавали вопросы, пытались понять другую точку зрения. В ДВА, как и в жизни, не было правых и неправых, главное было понять, как посмотреть под тем же углом)

7. Отсутствие рамок

Просто спасибо за это! Не было рамок в отношениях между людьми, не было рамок в головах и в мыслях. Наверно отсутствие иерархии и возможность быть полноправным участником процесса, не важно ты, в 4 классе, выпускник или директор, давали возможность раскрыться и учиться новому с таким кайфом и скоростью. Мы все были людьми — интересными и многогранными. Даже не так: мы все учились быть людьми и думаю, благодаря ДВА, научились.

8. Важность деталей

Вспоминаю, как мы разбирали фильм «Сережа» по косточкам, и я в первый раз обнаружила, что изменение настроение фильма и героя можно передать не только эмоциями актера, но и игрой со светом. Я была в таком шоке, что до сих пор это помню)))

9. Работа в команде

Ну тут я пожалуй еще раз просто скажу спасибо. Это первый серьезный опыт работы в команде. Мы думали про других, мы искали компромиссы, мы учились и хотели брать на себя ответственность. Мы ссорились, не понимали друг друга, мирились, учились договариваться.

Думаю еще много есть чего вспомнить… но пока не могу сформулировать)))

ДВА в моей жизни

Это фундамент. ДВА — это маленькая проекция реальной жизни. Уникальный формат, я не встречала похожего. Это игра, которая научила играть в жизнь.

В жизни, как и в ДВА, нет проблем, есть вопросы/задачи и куча вариантов решений

В жизни, как и в ДВА, я по-прежнему учусь выходить за рамки, каждый раз смотреть еще шире, видеть еще больше деталей

В жизни, как и в ДВА, я все также рефлексирую, задаю вопросы, ищу смыслы

В жизни, как и в ДВА, я учусь высказывать свое мнение, говорить нет, аргументировать, слышать и понимать других

А в работе, пожалуй, все эти навыки не только пригодились, но еще и усилились. Генерить новые идеи и гипотезы, находить инсайты, общаться с командой, слышать их мнения, поднимать мотивацию, презентовать новые проекты — сейчас кажется, что зачатки моих профессиональных навыков были заложены именно на ДВА.

***
ПИСЬМО СЕДЬМОЕ

ДВА - это удивительное явление. Если человеку ни разу не участвующему в ДВА попытаться максимально подробно объяснить, что это такое, он все равно не сможет составить правильного представления. Но зато, если ты хоть раз участвовал, то становишься носителем тайного знания. Читаешь воспоминания других о ДВА, все они такие разные и такие личные и одновременно такие близкие, как мне кажется, каждому, кто через это прошёл. После каждого сообщения хочется написать, что всё именно так, что я тоже так думаю, я тоже так чувствую...

Мы были первыми выпускниками ДВА. Это было давно, но все эти годы вспоминаю ДВА с теплом и чувством благодарности за все те навыки, умения и привычки, которые были в нас заложены. Каждый действительно берёт от ДВА что-то своё, я отмечу пока два момента.

1 Рефлексия. Это что-то новое, что стало в итоге неотъемлемой частью жизни. Любые события или информация, тем более если они вызывают особые эмоции или реакции автоматом запускают рефлексию. В результате происходит постоянная корректировка всей жизни. И это всё происходит уже как бы само собой. Даже когда хочется найти в себе кнопку ВЫКЛ, это уже невозможно.

2 Стремление к новым знаниям. У меня трое детей и все они много где занимаются и много чем интересуются. Это приводит к тому, что постоянно возникают задачи, которые заставляют пробовать себе в чём-то новом или требуют от тебя знаний в тех областях, в которых ты на тот момент ничего не понимаешь. Как часто я слышу от других родителей, что они этого не знают, не умеют. И на этом всё. Точка. А у меня сразу возникает огромный интерес и желание понять, разобраться, научиться. Всё внутри начинает ликовать. Это делает мою жизнь очень насыщенной и интересной.

Юрий Пахомов