РАЙОН — НОВАЯ ШКОЛА — ПОДРОСТОК. ЧАСТЬ II

03 Февраль 2025

Продолжаем рассказ о завершающей сессии конференция ММСО о современном школьном образовании и роли девелоперов. Итак, «Новые школы и благополучие территорий»

РАЙОН — НОВАЯ ШКОЛА — ПОДРОСТОК. ЧАСТЬ II

Фото из личного архива Юрия Пахомова

Предыдущая часть материала здесь.

Наталья Костикова, директор АНО «Школа актуального искусства»

Во всех окраинных районах Москвы и Санкт-Петербурга при новой застройке акцент делается прежде всего на жилой недвижимости. Обязательным приложением идёт общеобразовательная школа. А что ещё? Какие ещё объекты могли бы оказаться центром жизни района? Я хочу рассказать, как мы запускали школу актуального искусства.

Московский район Котельники — мягко говоря, не самый благополучный. Но когда школа открылась, к нам отовсюду потянулись самые творческие люди. Оказалось, что нашей школы здесь дико не хватало! Когда люди завязаны на одно интересное занятие, у них появляется база, на основе которой можно договариваться, находить общий язык, вместе менять свою жизнь к лучшему. А если такой возможности нет, то те, кто хочет получить интересное дополнительное образование, кто стремится к саморазвитию, едут за всем этим в центр или в другой район. Соответственно, дети меньше видят их дома, меньше видят хорошего родительского примера. Плюс дополнительная нагрузка на транспортную инфраструктуру в районе. Плюс деньги уходят из района в центр и в другие районы. Если же человеку лень ездить куда-то за интересными и новыми возможностями, если он мирится с тем, что живет на отшибе, то предел его досуга — винный магазин. Опять же, минус для обстановки в районе, для местного социального климата. Опыт нашей школы показал: создание объектов культурно-досугово-развивающего содержания в таких, скажем, захолустных районах — вещь крайне необходимая. Неважно, средняя это школа, дворец культуры, центр дополнительного образования или что-то ещё.

Но при создании и запуске такого объекта мы сталкиваемся с проблемой  интересов тех, кто мог бы быть к этому причастен. Культурным институциям проще найти финансирование и платёжеспособную аудиторию в центре города, поэтому проекты в отдалённых районах воспринимаются ими как менее достойные внимания. У школ возникают дополнительные хлопоты по выстраиванию отношений с местными сообществами, а перспектива открыть свои двери для жителей наталкивается на трудноразрешимую проблему безопасности, на необходимость увеличить бюджет. У застройщиков и девелоперов строительство социальной инфраструктуры не всегда совпадает с их коммерческими целями.

Мы устроили мозговой штурм и набросились на проблему с трёх сторон. Со стороны социального проектирования выступила Школа актуального искусства, со стороны архитектурного проектирования — Елена Аралова, а как носителя передового опыта мы пригласили Алексея Голубицкого, директора одной из лучших школ, работающих в режиме культурного центра. И все мы сошлись на одном: необходимо создавать комьюнити-центр на границе школьного участка площадью около 800 квадратных метров. Такое решение позволяет не раздувать бюджет на безопасность. Содержание деятельности центра должно гибко варьироваться по ситуации на месте, это своего рода конструктор. Но вот примерный перечень активностей, составляющих его начинку: кафе-нетворкинг, мастерские, спортзал, лекторий, выставочный зал, крафт-маркет, буккроссинг, медицинский блок, сервисный центр. И важно создавать вокруг такого центра события, которые объединяют.

Мы видим, что, когда людям интересно, они готовы вкладываться, и такие культурные центры образуют точку сборки местного сообщества, формируют культурный код района. Здесь главное — запустить вирус саморазвития! Тогда, после того, как уйдем мы, уйдут девелоперы, которые это дело стимулировали, эстафету подхватит местное сообщество. Идеи и проекты начнут работать и генерировать новые интересные идеи и проекты.

Наблюдая наметившиеся тренды, я вижу, что функции школы расширяются. Обычная школа обрастает школами искусств, спортивными школами, средним профессиональным образованием, социально-культурными центрами и т.д. и т.п. И это замечательно! А как искусствовед и культуролог скажу следующее. В средние века самыми роскошными, самыми масштабными и яркими сооружениями были храмы. В новое и новейшее время первенство перехватили светские дворцы. В конце XIX века и начале XX на первый план вышли вокзалы. Конец 90-х и начало 2000-х — триумф торговых центров. А сегодня, когда мы вот так обсуждаем, какой должна быть школа, я уверена: мы только в самом начале пути! Почему именно школа? Её преимущество в том, что дети – это огромное количество энергии. Эта энергия часто заперта, нет правильных каналов для её выхода. Территории не развиваются потому, что на них не хватает энергичных, деятельных людей. Когда появляется взрослый, который вбрасывает идеи или помогает развивать идеи детей, тогда всё получается!

***

Лично мне крайне интересным показался слайд из презентации Натальи, который раскрывает способ её профессионального мышления. Для культуролога жизнь горожан предстаёт в виде потоков, которые устремляются по городским руслам, бурлят в резервуарах или тормозятся перед запрудами. Это потоки энергии, смыслов и ресурсов, общения и действия. В благополучных районах людские ресурсы находят свою реализацию, и там царит дух созидания и дружеских связей. А в неблагополучных районах скопление массы нереализованных ресурсов даёт деструктивные выплески — депрессию, пьянство, правонарушения и т.д. — Ю.П.

***

Александр Ездов, директор областной школы №1788, кандидат педагогических наук, эксперт МГПУ

Я работаю в одной из самых больших школ в стране — около 15 тысяч детей, много зданий. В штатном режиме все здания открываются примерно в 7.30, когда в них заходят первые дети. А последние посетители уходят в 11 вечера, после чего здания закрываются на уборку.

Что происходит в течение всего этого времени? С утра уроки. После уроков школа работает, как насыщенный активностями дом творчества, куда дети приходят на дополнительное образование. Всё, как в нормальном дворце пионеров в старые добрые времена. Этого дополнительного образования у нас очень много, и оно сильно востребовано. Оно приносит школе примерно 10% дохода в дополнение к госбюджету. При этом платного дополнительного образования у нас столько же, сколько и бесплатного. Помимо этого в наших зданиях регулярно проходят мероприятия проекта «Московское долголетие» для пожилых людей. У детей свои занятия, у людей преклонного возраста, которые хотели бы освоить что-то новое — свои. Но есть и совместные занятия.

По САНПиНу учебная деятельность в школе должна заканчиваться в районе 9-9.30 вечера. Мы завершаем к этому времени последние кружки, а дальше приходят взрослые в те спортзалы, которые освободили дети. В выходные дни — ещё раньше. В дошкольных зданиях сложнее с пропуском взрослых, там мы вечерние мероприятия не очень практикуем, и активный день заканчивается раньше.

Получается, что на протяжении 16 часов каждый день школа функционирует, как много разных учреждений. Сторонних операторов у нас нет, всё приходится делать силами одной нашей управленческой команды, и в этом есть свои плюсы.

Во многих новых районах инфраструктура, если не считать школ, всё ещё бедная. Мы конкурируем с магазинами и стараемся сделать школу точкой притяжения для жителей микрорайонов, в которых находятся наши здания. Как мы это делаем? Вот несколько примеров.

Около каждого школьного здания зимой заливаем каток, это у нас обязательное правило. Катки работают постоянно, вход бесплатный. Был один Новый год, когда температура поднялась до нуля, и каток нельзя было доливать — так в эти дни лёд искатали до резины!

Проводим встречи на спортивных объектах — с участием только взрослых или смешанные, с участием взрослых и детей.  Организуем матчи. Три недели назад организовали матч между папами, которые хотели играть в футбол. Всё прошло с большим энтузиазмом, дети были комментаторами, судьи — из учителей физкультуры. А дети тех, кто играл, держали плакаты: «Папа, давай!» — и что-то в этом роде. Атмосфера была такая, что папы, которые объединились в чатик по ходу подготовки к мероприятию, уже дважды собирались на этом поле поиграть без нашей помощи. Это здорово!

Зимой также проводим хоккейные матчи. Или детские дискотеки. Все знают, в какой день недели они проходят. Дети, в основном дошкольники с родителями, приходят на лёд. Музыка, аниматоры — всё от наших школьных преподавателей.

Очень правильная идея здесь прозвучала о том, что жителям нужно договариваться, и дети могут стать основой таких договорённостей. Самый востребованный праздник в школе — День народного единства. Как и вся Москва, наша школа многонациональная. И мы предлагаем людям разных национальностей учить и учиться друг у друга чему-то своему, особенному. Выучить поговорку, научиться считать по-татарски хотя бы до десяти, угостить национальным блюдом, показать национальную одежду. Взрослые включаются с не меньшим энтузиазмом, чем дети.  А заканчивается танцами — лезгинка и всё такое…

Во что ещё можно превратить школу? Мы периодически проводим концерты. Школьный зал превращается в концертный. Прийти могут все желающие. Мы готовим концертную программу, в которой участвуют и дети, и педагоги, и родители. А другая часть школьного сообщества занята тем, что создаёт весь антураж сцены, декорации, освещение. Дети составляют программки, потом более старшие дети исправляют в них ошибки, потом взрослые ещё раз исправляют. Всё это распечатываем, и дети торжественно раздают их перед началом концерта. Вы бы видели, какая битва происходит за право раздавать программки!

Когда случился ковид, мы понимали, что на Новый год вместе собраться не сможем. Но мы смогли раздать каждому желающему ребенку — а это были практически все дети нашей школы и детсада — по мини-набору из светодиода, батареек и выключателя.  Плюс схема, как всё это собрать. Получался маленький светлячок. И мы назначили время, когда эти светлячки нужно включить. Время выбрали потемнее, чтобы было поменьше зажженных окон.  И тогда все жители района увидели, что почти в каждом окне горит светлячок! Микрорайон новый, почти все семьи с маленькими детьми. И все воочию увидели и почувствовали: это мы, нас много, и есть то, что нас объединяет!

Юрий Пахомов