ПЬЕСУ ПО ИСТОРИИ РОССИИ МОЖНО БЫЛО БРАТЬ И ВСТРАИВАТЬ В УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

30 Июль 2024

О том, как в Детско-Взрослой Академии появился человек, невероятно обогативший содержание ее деятельности. Как глубина анализа Библии детьми поразила богословов и священников. Как Академия путешествовала по городам России, вовлекая в творческую жизнь все новых и новых детей. Как в результате бездумного реформаторства городских властей начался закат “педагогической империи”.

ПЬЕСУ ПО ИСТОРИИ РОССИИ МОЖНО БЫЛО БРАТЬ И ВСТРАИВАТЬ В УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Фото из личного архива Александра

Прошлая часть интервью

Первая ваша попытка завлечь в проект Академии Евгения Сабурова была неудачной…

Но вдруг в 99-м, за неделю до выезда Академии, - там мы должны были работать с текстом «Снегурочки», – он звонит и говорит: «Александр Аронович, помнишь ты приходил ко мне? Вы проводите Академию, да? А можно мне посмотреть?» Конечно можно! И он приехал. И так и остался в Академии, вплоть до самой своей смерти. Приехал, посмотрел: это нечто! Только давай идеи! Нужно искать интересных людей, которые могли бы приносить идеи! Чтобы было над чем работать с детьми. А форма – потрясающая! Она объединяет всех, она создает уникальную среду, где дети и взрослые вместе! Вместе большие и маленькие дети! Делают одно дело, штурмуют одну задачу. Это потрясающе!

По началу-то Сабуров методологов с их играми не признавал. Но когда присмотрелся к тому, как мы работаем, как реализуем задачу понимания текста или кино и при чем здесь ОДИ, его отношение к методологам изменилось. Помню, я еще давал ему почитать статью «Интегративная игротехника», которую написали когда-то я, Долгополов и Кулик.

Потом Сабуров начал писать пьесы. Познакомился с нашими театральными режиссерами Сашей Вечкановым и Сашей Гребенкиным. Как литератор он писал и эссе, и прозу, и даже драматургию. И написал пять пьес специально под наш школьный театр. Из них две были абсолютно учебные, их можно было просто запускать в учебный процесс. Была пьеса «4 на 4» об истории России 20 века. Ее можно было встраивать в программы по истории, по культурологии. И еще была пьеса «Организация моря». Пьеса о разговоре подружек, которые встретились после летнего отдыха и делятся: кто где был и что видел. Одна девочка побывала в Израиле. Подружки ничего об Израиле не знают, начинают расспрашивать. А почему то? А почему это? А как так получилось? И постепенно раскрывается картина создания цивилизации вокруг Средиземного моря. Израиль, Ближний Восток, происхождение христианства. Петрарка, возникновение поэтического языка романо-германской языковой группы. Испания – роман Дон-Кихот, как менялись привычки и поведение людей, как менялись представления о жизни.

В уста ребенка были вложены культурологические знания, и это смотрелось естественно?

Абсолютно естественно. И так все сложилось, что сначала пьесы играли в театре, а потом по одной из пьес мы провели сессию. По тексту самой пьесы. Фактически, это была игра про формирование европейской культуры вокруг Средиземного моря. А в последний день ее разыграли девочки – выпускницы нашего театрального класса.

Дальше у нас были игры по текстам Библии. Не помню, кто предложил идею. Две летние сессии по книге Бытия. Потрясающе! Вместе с нашими специалистами Сабуров записал вторую сессию на видео и потом показывал в окружении священников. Очень известных, учеников Александра Меня, - Лапшина, Борисова. Они увидели, как понимается Библия детьми, и сказали: Слушайте, это шедевр! Это обязательно нужно внедрять в наши воскресные школы! Такой культуры проникновения в текст нет нигде. У нас ведь как: запомни… выучи… поймешь когда-нибудь потом. А тут дети реально начинают погружаться в смысл!

Еще одну игру Сабуров придумал, связанную с экономикой города – он тогда руководил Институтом экономики города. Как формируется городской бюджет? На что и зачем тратится? Это тоже легло затем в школьный учебный процесс в качестве спецкурса. И не надо было читать никаких лекций. Просто провести игру «Город и мы»! Жаль, что она не описана. Это одна из наших болезней: мы мало что успеваем описать. А после этой игры Евгений Федорович принес стихи. И сказал: Ребята, давайте попробуем стихи. Сначала мы обкатывали и прикидывали это со взрослыми, с командой. Стали разбираться. В этом участвовали учителя разных предметов, не только словесники. Все те, кто заразился ДВА и активно ездил на сессии, кто работал там в качестве экспертов и игротехников, возил свои классы.

А детский состав выездных игр?

Сначала мы проводили игры со своими детьми. Потом детей собирали по Москве. Дальше ездили по городам на Волге: Самара, Тольятти, Новочеркасск, Таганрог. И там проводили игры с местными ребятишками.

Своих школьников туда привозил?

Нет, только команду. А потом это все пошло-поехало, и целый ряд наших выпускников стали проводить такие игры и семинары прямо в моей школе.

Как и когда начался закат УВК «Измайлово»?

Все началось с 2014 года, когда нас заставили взять под себя еще пять районных школ, которые очень сильно проигрывали нам и в содержании, и в результатах обучения. А главное – в том, какая там была школьная среда. Меня нагнули: давай, объединяй и делай огромный комплекс с такой замечательной вашей средой. Я еще тогда говорил: ребята, это невозможно! Строить среду нужно на небольшом пространстве, внутри одной школы. Распространить ее, размазать как тесто - не получится. У каждой школы своя среда. Идею по бумажке не родишь. Энтузиастов не родишь. Всякая мыследеятельность рождается из осмысления реального собственного опыта и поворота в будущее.

Меня заставили взять эти школы, и с этого момента я перестал выполнять ту функцию, которую всегда в школе выполнял.

Функцию?

Да. Вера Феликсовна решала задачи, связанные с функционированием школы, а я занимался исключительно развитием. На Вере была основная и старшая школа, Муранов рулил начальной. Я абсолютно им доверял и мог позволить себе много времени уделять развитию детей, развитию образовательного процесса, развитию команд. И сам, варясь во всем этом, активно развивался. Я формировал команды учителей. Моя миссия состояла в том, чтобы помочь каждому из тех неуспокоенных, кто искал и пробовал себя. Помочь разыскать в себе и какую-то направленность. Задачу и дело, которые могли бы стать частью общего дела и принести результаты. Результаты и в нашем проекте, и в саморазвитии этого человека. Чтобы человек смог реализовать себя в наших проектах.

Мне нужно было каждого, кто был интересен и чего-то хотел, встроить в команду, в тему, в проект. Чтобы он занял определенную нишу, взял на себя определенную роль. А не просто пассивно присутствовал как слушатель-студент. Чтобы у него появлялась собственная практика. И необходимость заглядывать в теорию и сопоставлять ее с практикой.

К тому же я каждый день общался с учениками по самым разным поводам. Не как психолог-консультант, но близко к тому. У тебя проблема? Да. Давай подумаем, как перевести ее в решаемые задачи. Такие диалоги постоянно велись с каждым, у кого возникали трудности. Либо я замечал их сам, либо мне приводили расстроенных детей учителя.

А еще тебе приходилось постоянно придумывать, как разные интересные люди, каждый со своей увлеченностью, могли бы сочетаться в одном проекте?

Конечно! Но прежде - вовлекать их в свои школьные дела. Я всем рассказывал: у нас происходит то-то и то-то. Судя по всему, во время рассказа проявлялась какая-то моя собственная вовлеченность. Может быть, глаза горели по-особенному, я не знаю, я в этот момент в зеркало не смотрю… Очень много педагогов приходили, особенно в девяностые и в нулевые. Приходили, потому что слушали меня или кого-то еще из команды. Или кого-то я сам мог разглядеть и к себе вытащить.

И после 2014 года все это начало сворачиваться…

Восемь лет я еще барахтался. И должен был заниматься всякой ерудной, выполнять глупые распоряжения Департамента. Были и умные распоряжения, но глупых было достаточно. Они делали всё, чтобы все школы в Москве были одинаковые… В 2022 году я ушел на пенсию.

А что сегодня в школе, напротив которой ты живешь? Что в твоей школе?

Сессии не проводятся, ДВА закрыта. Нет для всего этого кадров… Людей нет. Остались человек двадцать моих учителей. Телестудия сохранилась в усеченном варианте. Когда-то она была профессиональной, целый большой коллектив. Готовили образовательные программы кабельного телевидения для нашей школы и для Восточного округа. И все видеопроизводство было в школе. Сейчас из старой гвардии остались только двое: журналист Марина Гордон и инженер-оператор Саша Преображенский, они ведут программы дополнительного образования. А при мне было пять режиссеров, три оператора, три инженера видеомонтажа, звукорежиссер…
А вот театр и сейчас полноценно существует. Профессиональный репертуарный театр внутри нашей школы! Думаю, другого такого варианта ни в Москве, ни в стране нет. Его удалось сохранить усилиями департамента Москвы, который продвигал идею создания театров в школе. Но с другими задачами. Для нас-то театр был серьезным клубным пространством, он был интегрирован в ДВА. И ни одна из сессий ДВА не проходила без телестудии и без театра.

Информация о персонах, которые впервые упомянуты в серии статей:

Александр Владимирович Мень (1935 – 1990) — протоиерей Русской православной церкви, богослов, автор книг по богословию, истории христианства и других религий. главный труд отца Александра – «История религии» в семи томах. В 1960-80-е годы, в связи с его близостью к оппозиционно настроенной интеллигенции, подвергался обыскам и допросам, преследованиям со стороны официальной прессы. Служил в ряде подмосковных приходов; читал публичные лекции, собиравшие огромные аудитории. С середины 1980-х – один из самых популярных христианских проповедников в СССР. Стоял у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице, которая впоследствии была названа его именем. Убит в 1990 году. Несмотря на личные распоряжения президента СССР и председателя Верховного Совета России, мотив и виновники преступления не установлены. На месте гибели священника в микрорайоне воздвигнут храм в честь преподобного Сергия Радонежского

Александр Вечканов режиссер, выпускник Высшего театрального училища им. Б.В.Щукина, работал актером и режиссером в Томском театре юного зрителя; организовал в Томске муниципальный театра «Осколки». С 1998 года – актер в составе труппы театра «111» им. П.М.Ершова, который, как направление педагогических практик и экспериментов, был органично встроен в образовательную деятельность УВК Измайлово и работу Детско-Взрослой Академии.

Александр Гребенкин режиссер, выпускник Высшего театрального училища им. Б.В.Щукина, активный участник региональных народных театров-студий, в т.ч. томского муниципального театра «Осколки». Художественный руководитель театра «111» им. П.М.Ершова ставшего в свое время важным образовательным звеном в деятельности УВК Измайлово. Кандидат педагогических наук, лауреат Российских и зарубежных международных театральных фестивалей. Неоднократно проводил семинары для актеров в г. Милане (Италия) и г. Каракасе (Венесуэла).

Продолжение

Юрий Пахомов