ММСО 2024: НЕПОВТОРИМОЕ ЛИЦО ШКОЛЫ

22 Октябрь 2024

4 апреля в рамках Московского Международного Салона Образования состоялось открытое заседание клуба директоров московских школ. Тема: «Уникальность школы как ценностный элемент системы воспитания». Школьные директора делились опытом, обсуждали историю традиций и событий, составляющих привлекательное, особенное, не похожее на других, лицо именно их школы.

ММСО 2024: НЕПОВТОРИМОЕ ЛИЦО ШКОЛЫ

Скриншот с конференции

Михаил Швецов, директор школы 1517, поделился видеопрезентацией о школьной научно-практической конференции «Объединяемся знаниями». Конференция проводится ежегодно на протяжении 13 лет и собирает юных исследователей из московских школ, регионов, дружественных школ зарубежья.

Здесь все по-взрослому: большая аудитория, программа, бейджи, регламент, уверенные голоса докладчиков, обсуждение школьных работ профессиональными экспертами. И, конечно же, огромное число гостей: это и родители, и учителя из других школ, и «охотники за головами» от ВУЗов и HR-служб бизнеса, и просто те, кто живет поблизости.

Школьники показывают отснятые фильмы, собранные технические устройства, результаты экспериментов. На суд публики выносится все, что было создано детскими командами и их наставниками за прошедший год – на уроках, в кружках, в летних лагерях. По приведенным на экране цифрам видно, как от года к году конференция набирает масштаб и обороты – по числу участников, по количеству и разнообразию демонстрируемых результатов. Мероприятие длится три дня и сразу по окончанию – мощный поток идей от родителей: о том, какими темами и направлениями хотелось бы обогатить событие следующего года. И не только пожелания: многие предлагают конкретную помощь.

Поговорим об учебно-воспитательном значении столь масштабной школьной конференции.  Один из эффектов – желание достойно представить свои результаты большому собранию детей и взрослых – дополнительно мотивирует работу в проектных группах. А работая над проектами на протяжении года, школьники обретают навыки исследовательской и проектной командной работы, имеют возможность реально погрузиться в интересующую их профессию.  На самой конференции – оттачиваются умения выступать перед аудиторией, кратко и убедительно доносить свои идеи, аргументировать, отстаивать, защищаться. Обостряется и интерес к увлечениям и достижениям друг друга.

Не менее важно, что по завершении подготовки к конференции взрослые –  учителя, родители, наставники – выходят из процесса, и само событие проводится детской волонтерской командой самостоятельно. Оценим масштаб: только в самой школе – более 7,5 тысяч учеников и около 300 преподавателей, значительная их часть будет участвовать в конференции. Плюс гости. Чтобы провести конференцию без сбоев, требуются скоординированность действий, организаторские способности, оперативность и слаженность в волонтерской команде. Здесь ребята в реальных, боевых условиях прокачивают качества, необходимые современному управленцу и профессионалу.

Ежегодная конференция – это общее дело, вокруг которого на основе общих интересов складывается высоко мотивированное сообщество детей, учителей и родителей. «Доброе сообщество, в котором все равны», – сформулировал директор школы.

Школьники, – это было видно и по видеозаписи, –  рвутся участвовать в конференции не только с докладами, но и в качестве организаторов. Похоже, педагогам удалось найти ключ к неиссякаемым запасам детской энергии, которую нужно лишь пробудить и направить. Технически эту идею можно реализовать в любой школе, но, как показало последующее обсуждение, удастся ли повторить ее вовлекающий эффект – вопрос открытый.

Директор Курчатовской школы Маргарита Пушина показала ролик об одном из многих ставших для школы традиционными детско-родительских событий: вальс первоклассниц и их пап первого сентября. Вокруг нескольких школьных корпусов на открытых площадках  звучит вальс, и нарядные мужчины танцуют в парах со своими маленькими спутницами. Красиво, музыкально и с огромным удовольствием.  Хореография продумана таким образом, что за три репетиции движения может освоить любой человек. Этих трех репетиций хватило и для того, чтобы папы первоклассниц перезнакомились и подружились. А видеоархив этого дня ждет своего часа на выпускном вечере.

Ключевой принцип школы – ее открытость для родителей, стремление стать для них центром притяжения. Через футбольные матчи между папами и учителями, через волейбольные состязания с участием мам, через проект «Поделись знаниями» с лекциями от родителей, через спортивный фестиваль «Папа, мама и я». Событий много, они стали традицией, и сегодня родители уже сами предлагают и организуют их – от экскурсий до ведения кружка по космической инженерии. Почему акцент именно на папах? Если нам удается привлечь папу,  – делится секретом Маргарита, – то будьте уверены: за ним стоит активное участие и мамы, и всей семьи. Все-таки мамы всегда ближе к школьным делам, и инициативы раскачиваются первоначально именно их усилиями. Вот и вальс первого сентября – на репетицию пап приводили мамы, они же решали вопрос о костюмах.

Кристина Куклевская директор школы «Покровский квартал», ученица и последовательница ветерана авторской педагогики Анатолия Георгиевича Каспаржака.  За любой школьной традицией обязательно должен стоять ответ на вопрос: Зачем? А за ответом – такая неуловимая для измерений материя, как ценности и смыслы. Школа реализует много событийных проектов совместно с ВШЭ. Но главное, чем хотела бы поделиться Кристина, – это конкурс проектных инициатив, который проводится в школе уже третий год с детьми 5-11 классов. Смысл конкурса: то новое, что входит в жизнь школы, – обустройство помещений, мероприятия, традиции, – должны исходить от самих детей. В школе создается среда для раскрепощения детских инициатив. Организуются этапы движения проекта от идеи до презентации детально проработанного замысла, включая деловую игру, полуфинальные и финальные защиты. В качестве приза команда-победитель получает ресурсы и поддержку для реализации своего проекта. По итогам первого конкурса в помещениях были оборудованы шкафчики для вещей, а в текущем году победил проект «Образовательное медиапространство», под который уже зарезервирована одна из стен в большом зале.

Когда дети убеждаются, что их слышат и их желания могут быть исполнены, – говорит Кристина, – у них загораются глаза, ключом бьет энергия, появляются новые и новые инициативы. Сейчас маховик раскрутился настолько мощно, что если бы даже попытались остановить его административным решением, это вряд ли бы получилось.

Еще пример из школьной жизни. В 2020 году к школе присоединили корпус в Текстильщиках – небольшую школу, в которой сложилась традиция проведения зимних балов. Красиво, с размахом, с участием детей, родителей, учителей. Традицию удалось не только сохранить: она укоренилась и в других корпусах, стала общешкольной. Это было подобно тому, как могущественные древние империи, присоединяя земли чужих народов, сохраняли их традиции и образ жизни, приумножая тем самым свое культурное богатство.

Дмитрий Исаев, директор школы 1852, вытащил на свет теневую сторону обсуждаемого вопроса. Что нужно сделать, чтобы живая традиция не превратилась в выхолощенную механическую привычку? Чтобы предложенное детям событие, говоря детским языком, «зашло»? Мы запускали в школе много событийных проектов. Какие-то из них срабатывали, но многие – крутились вхолостую, не цепляя детские души и не пробуждая желания участвовать снова и снова.

Я хорошо понимаю, какие ценности и смыслы закладываю в то или иное нововведение в школьной жизни, – делится размышлениями Дмитрий, – но никогда не знаю заранее, вызовет ли оно энтузиазм, будет встречный отклик со стороны детей. Наша управленческая команда движется вслепую. Методом проб и ошибок пытаемся нащупать те событийные традиции, которые пришлись бы по душе школьникам. Ингода возлагаешь на мероприятие большие надежды, а оно не срабатывает. А бывает наоборот: ничего особенного не ждешь – и вдруг получаешь и живую эмоцию, и заметный воспитательный эффект. В качестве такого «наоборот» Дмитрий привел следующий пример.

Цветные пятницы позаимствованы из традиции некоторых бизнес-организаций, практикующих «кэжуал-дей». По пятницам детям разрешено одеваться как они хотят, не стесняясь в самовыражении. Для оживления игры акцент в одежде каждый раз делали на определенный цвет. Удивило, с какой радостью и азартом подхватили новшество и дети, и учителя (учителям тоже предложили поучаствовать в эксперименте). Да и родителей игра увлекла, об этом можно было судить по их активности в чате. Цвета закончились – стали развивать тему дальше, придумывать тематические пятницы, всевозможные сюжеты. Например, герои любимых фильмов. Цветные пятницы позволили легко договариваться со старшеклассниками по части их одежды: по пятницам самовыражайтесь как можете, но соблюдайте требования к внешнему виду во все остальные дни.

Общих правил, от которых зависит успешность событий, найти не удалось. Зато, анализируя свой опыт, коллектив пришел к выводу: достигая одного и того же возраста, дети разных поколений сильно отличаются по своим интересам, по эмоциональной отзывчивости на разные предложения и новинки в школьной жизни. А значит, школьные традиции нужно обновлять и перенастраивать под тех детей, которые придут в школу через несколько лет.

В последующих выступлениях и репликах прозвучали попытки сформулировать ответ на поставленные Дмитрием Исаевым вопросы. Но это – сюжет для отдельного разговора.

Юрий Пахомов