ММСО 2024: КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ НА БЛИЖАЙШИЕ ШЕСТЬ ЛЕТ
22 Октябрь 20243 и 4 апреля в Москве прошел ежегодный Международный Салон Образования. В числе мероприятий – около полутора сотен лекций, докладов, круглых столов. Заглянем в зал «Арена», на тематическую сессию «Какие компетенции будут востребованы до 2030 года?»
Скриншот с конференции.
Значительную часть дискуссии участники посвятили вопросам подготовки ИТ-специалистов, потребность в которых поступательно росла по мере цифровизации и резко обострилась с уходом из России крупных западных компаний.
Борис Нуралиев, основатель компании 1С, руководитель рабочей группы федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», рассказал о своем видении ситуации с кадрами в области автоматизации производства. Флагманский продукт компании – технологическая платформа мирового уровня «1С: Предприятие». В 2023 году компания создала более полутора миллионов автоматизированных рабочих мест на предприятиях, однако эта цифра не перекрыла всех потребностей промышленности. Специалистов, способных внедрять продукты 1С по-прежнему не хватает. Дело не столько в количестве вузовских выпускников по специализации, сколько в том наборе компетенций, которые формируют у студентов бакалавриата. Индустриям нужны не просто люди, умеющие программировать: нужен профессионалы, способные прийти на предприятие, понять какие звенья его работы можно усовершенствовать, а затем внедрить соответствующие ИТ-инструменты.
Нуралиев поделился передовым опытом подготовки молодежи, который его компания отработала в сотрудничестве с МФТИ, МИРЭА и другими ведущими ВУЗами.
В качестве программистов студенты часто подрабатывают уже с первого курса, и эту традицию важно поддержать и усилить. Во-первых, с первого года, пока студент юн и восприимчив, делать упор на математике и базовых ИТ-специальностях, сдвинув общеобразовательные дисциплины на более старшие курсы. Во-вторых, тем, кто видит себя в будущем профессионалом в области автоматизации, давать более глубокие знания о том, как устроено предприятие, как работа подразделений и бизнес-процессы складываются в единый производственный организм. В-третьих, на старших курсах необходимо организовывать полноценную стажировку на предприятиях, где студент работает в реальных командах бок о бок с профессионалами и зарабатывает деньги за реальные результаты своего труда. И, наконец, в связи с растущей потребностью в ИТ-кадрах и дефицитом преподавателей, необходимо шире вовлекать в преподавание и стимулировать материально специалистов из ИТ-индустрии.
Задачи подготовки ИТ-профессионалов не ограничиваются, однако, перенастройкой одного лишь образования: встречные шаги должны делать и предприятия, на которые придет молодежь. Благодаря усилиями государства и крупных корпораций в стране сейчас много молодых людей, имеющих начальные навыки программирования. Для решения простейших задач этого достаточно. Но большинство работодателей хотели бы видеть на рынке труда в таком же количестве и более продвинутых специалистов. Нуралиев призвал отказаться от нереалистичных ожиданий и принять как данность: во многом случаях вчерашних студентов работодателям придется доучивать самим во время стажировок и на следующем этапе, принимая молодых людей на работу и организуя наставничество. В «1С», например, сложилась следующая практика. Компания имеет 8 тысяч партнеров во всех регионах и огромное количество ИТ-бизнесов, желающих стать партнерами. С недавних пор компания, в качестве обязательного условия выдачи сертификата, ввела требование: кандидат в партнеры должен обучить определенное количество студентов на стажировках.
Наталья Пичугина, директор по персоналу ИТ-компании Гринатом (входит в госкорпорацию РОСАТОМ). В Гринатоме работает более 6 тысяч специалистов. При этом компания выполняет много стратегических национальных проектов и бурно растет: ежегодно на работу принимается от тысячи до полутора тысяч молодых айтишников. Опыт работы с новичками за прошедшие два года накоплен немалый. Как и 1С, Гринатом плотно сотрудничает с ВУЗами – МИРЭА, ВШЭ, Томским Университетом и др. в том числе готовит учебные курсы. Со второго курса у нас берут на стажировку ребят и обучают их работе с ИТ-продуктами, разработанными в самой компании. Стажеров прицельно готовят под запланированные вакансии. Наметился и быстро растет запрос на специалистов в области искусственного интеллекта. Вторая из наиболее востребованных в атомной отрасли ИТ-компетенций - роботизация промышленных систем, третья – кибербезопасность.
Наталья охарактеризовала ситуацию следующим образом. Сегодня, когда экономика вступила в полосу постоянных трансформаций, спрос рынке труда меняется очень быстро. Еще три года назад предприятия охотились за специалистами по внедрению немецкой ИТ-системы SAP. Сегодня они почти не востребованы: теперь бизнесы конкурируют за специалистов с опытом внедрения продуктов 1С и других российских программ. Тем же, кто всю жизнь внедрял SAP, приходится срочно перепрофилироваться, и компания своими силами организует такое переобучение. Это лишь один из примеров общего принципа: выбирая путь в ИТ, молодой человек не может рассчитывать, что единожды приобретенная специальность обеспечит карьеру на всю жизнь. Новые технологии появляются постоянно, а ВУЗам требуются годы, чтобы создать под них учебные программы. Да и не нужно ВУЗам гнаться за новыми технологиями. Гораздо перспективнее обучать фундаментальным вещам и принципам, на основе которых выпускник сам, по мере необходимости, доучится и переучится на рабочем месте. Отсюда вывод: умение учиться и переучиваться – один из базовых мягких навыков, который будет все более востребован.
Поскольку в Гринатоме половина сотрудников работает удаленно, а некоторые никогда не были в центральном офисе, готовность и умение работать дистанционно в географически распределенных командах – также один из ключевых «мягких навыков». Замыкает тройку востребованных компетенций предпринимательское мышление, инициативность, готовность выходить на руководство с любыми идеями, сколь бы сумасшедшими они ни казались.
Подхватив мысль Бориса Нуралиева, Наталья поделилась наблюдением: в Гринатоме мышление руководителей начинает меняться. Если прежде они мечтали и надеялись находить готовых специалистов на рынке труда, то теперь – все более входят во вкус наставничества. И все начинают высоко ценить ребят пусть не так много умеющих, но увлеченных, с горящими глазами и готовностью «разгрызть» гранит любой науки.
Ольга Сафронова, директор департамента по взаимодействию с госорганами компании Sitronics (ИТ-интегратор, входит в топ-6 ИТ компаний России). За 3 года компания выросла со 150 до 2700 человек, кадровая потребность колоссальная. Мы также ведем образовательные проекты совместно с ВУЗами, выделяем гранты, внедряем учебно-лабораторные комплексы, направляем своих специалистов преподавать в ВУЗы. Талантливых студентов у нас отслеживают, приглашают на практики и стажировки, нанимают на работу. Потребность в кадрах заставила пойти дальше, к более ранним ступенькам образования: началось сотрудничество с колледжами и даже с лицеями.
Как отмечает Ольга, молодежь ориентируется на быстрый карьерный рост. Однако, управлять проектами и подразделениями – искусство особое, и даже разработчик высочайшей квалификации не обязательно будет хорошим управленцем. В Sitronics подумывают о том, чтобы уже с младших курсов отбирать ребят с задатками управленцев и вести их по особым программам.
Ольга Минеева, эксперт координационного центра комиссии Госсовета РФ, дополнила картину прогнозами западных аналитиков: к 2025 году быстрое внедрение технологий приведет в крупнейших странах к потере 85 млн традиционных рабочих мест и созданию 97 млн новых. Обучение и переобучение становится требованием для всех отраслей, не только для ИТ.
Ольга сделала обзор смен картин и концепций мира за последние 50 лет. Если до 80-х годов прошлого века мир профессий пребывал в комфортной для человека стабильности и предсказуемости, то после перестройки и распада СССР начались стремительные перемены, как социальные, так и технологические. Мир усложнился и стал непредсказуемым, поставив человека перед необходимостью адаптироваться к постоянным изменениям в профессии и в жизни. А в последние несколько лет гонка технологий между странами и корпорациями резко обострилась, и изменения стали еще более радикальными.
Готовность к переобучению – лишь одна из граней адаптации человека к быстрым изменениям. Не менее важны навыки преодоления психологических трудностей, с которыми сталкивается современный человек. А также способность корректировать жизненные планы и меняться самому. Гибкость и адаптивность в мышлении, в общении и в поведении – вот что востребовано сегодня и завтра. Конкурентным преимуществом на рынке труда становится также способность менять отрасль профессионализации, творчески применяя прежний опыт в иных условиях.
Иван Илларионов, директор по развитию благотворительного фонда «Самолет Образование» (Группа компаний Самолет). Компания строит много школьных зданий, и мы активно включаемся во внутреннюю жизнь подопечных школ. В частности, решаем важную для осмысления образовательного процесса задачу: переформулировать и перевести заложенные в ФГОСы идеи на понятный родителям и детям язык. Что такое рефлексия, целеполагание, ответственность? Что такое комплексное мышление? Функциональная грамотность? Почему они важны для будущей взрослой жизни? Как мы развиваем эти способности в школе?
В фонде разработана концепция «созидателя будущего», т.е. портрет выпускника школы, каким мы хотим его видеть, своего рода «техническое задание» на выпускника. Этот образ служит ориентиром при построении содержания и методов образовательной работы. А сверхзадача школы – сформировать систему мотивов и компетенций, которыми должна обладать «личность, испытывающая счастье от продуктивного использования своих способностей на благо общества».
Евгения Русских – руководитель отдела взаимодействия с образовательными организациями Лаборатории Касперского, обратила внимание на следующее. Сложные программные продукты создаются только слаженными усилиями больших квалифицированных команд. Поэтому в ИТ, как и в других сферах инженерной деятельности, ключевую роль начинают играть взаимопонимание и продуктивное сотрудничество, умение договариваться, умение отстаивать свою точку зрения. А также стрессоустойчивость, не позволяющая срываться на эмоции. Для международных компаний важно также уметь сотрудничать и договариваться с людьми, воспитанными в другой культуре, в других традициях, на основе другого мировоззрения. Что касается переобучения, то Евгения подчеркнула: важно не только уметь обучаться новому, но и делать это на высочайшем градусе мотивации. Вкус к саморазвитию – обязателен! К перечню необходимых для работы и жизни компетенций она добавила навыки цифровой гигиены и цифровой безопасности.
Екатерина Неделина, Газпромнефть, ответственный за стратегические партнерства в проекте «Профессионалы 4.0» дополнила выступления коллег, рассказав о таком новом тренде как «пикселизация труда»: сегодня молодые люди начинают формировать карьерный портфель, в котором могут сочетаться разные режимы занятости: работа по найму, собственная предпринимательская деятельность, преподавание и пассивный доход от доли в бизнесе.
В наши дни, подчеркнула Екатерина, одним только уровнем зарплат в конкуренции за таланты не преуспеешь: «Деньги объясняют, почему человек работает, но не объясняют, почему он работает хорошо!». У молодого поколения – запрос на более глубокие смыслы своей работы. Молодежь высоко ценит культуру партнерства, поддержки, прозрачности, инициативы. Получается, что гибкость требуется не только от работников, но и от работодателей. Готова ли организация предложить молодому специалисту то, что отвечает его предпочтениям: удобный формат взаимодействия, гибкий график, возможность выбора проектов и задач, простор для инициативы?
**
Прошедшая сессия, на которой эксперты поделились реальным опытом, высветила богатый спектр умений, компетенций и способностей, востребованных сегодня и еще более востребованных в перспективе ближайших пяти лет. Все эти качества необходимы вступающим во взрослую жизнь молодым людям, чтобы найти место в стремительно меняющемся мире.
Юрий Пахомов