ММСО 2024: Качественное образование для всех. Передовой опыт EdTech-компаний

25 Июнь 2024

Сегодня школа испытывает нехватку учителей и часто не может закрыть образовательные потребности конкретных отраслей, регионов, групп населения. Гораздо больший спектр возможностей демонстрирует сфера EdTech – онлайн-школы, специализирующиеся на дополнительном образовании либо на поддержке основных школьных программ. Заглянем на сессию ММСО «Неформальное образование, достойное масштабирования».

ММСО 2024: Качественное образование для всех. Передовой опыт EdTech-компаний

Скриншот с записи ММСО

Дмитрий Крутов, основатель и директор образовательной платформы Скиллбокс, рассказал о семи социальных проектах, реализуемых за счет средств самой компании. Вот некоторые из них.

В России более 4 млн людей с ограниченными возможностями, с диагнозами церебральный паралич, утрата слуха, аутизм и др. Каждый шестой мог бы работать, но, к сожалению, трудоустроиться могут лишь единицы. В 2020 году в Скиллбокс стартовал проект «Будущее без ограничений», задача которого – помочь людям с ОВЗ освоить профессию и начать работать в ИТ-отрасли. Показатели проекта на сегодняшний день – 500 студентов и 70 трудоустройств. Проект решает не только социальную, но и мотивирующую задачу: показать людям без проблем со здоровьем, что найти себя в профессии под силу даже тем, кто находится в более сложной ситуации.

Проект «Шаг вперед» нацелен на помощь воспитанникам детских домов в получении самого современного образования. На программу уже набраны первые 50 человек.

Реализуемый совместно с ФСИН проект «Жизнь после» – для людей, получивших тюремные сроки по некриминальным статьям. Бывшие заключенные испытывают большие трудности с устройством на работу и нередко из-за этого снова оказываются в тюрьме. Отобраны несколько десятков человек, некоторые уже закончили курсы в местах лишения свободы. Остается надеяться на авторитет компании и отработанные в ней формы помощи в трудоустройстве. «Вы будете плакать, когда посмотрите этот фильм», – сказал Дмитрий, выведя на экран ссылку.

Михаил Мягков, основатель MAXIMUM Education, представил программу образовательной поддержки регионов. Беда многих регионов, особенно удаленных – нехватка учителей, низкая успеваемость школьников, отсутствие доступа к качественному современному образованию. Компания разработала и совместно с региональными властями начала программу помощи отстающим школьникам. На протяжении онлайн-интенсива, который длится 4-5 месяцев, преподаватели и методисты работают с детьми в малых группах по программам математики и физики. Михаил привел данные независимого исследования по результатам работы в Якутии. На входе – несколько сотен школьников, 97% из которых имеют уровень знаний ниже базового. На выходе – 70% с базовым уровнем и 13% – выше этого уровня. «Мы показали, как это можно сделать, – заключил Михаил, – но своими силами масштабировать такую практику на всю страну не сможем: нужно больше ресурсов, нужны партнеры».

Алексей Половинкин основатель онлайн-школы «Фоксфорд» и руководитель компании «Цифриум». Если аудитория «Фоксфорда» – школьники и родители, то созданная недавно «Цифриум» работает по запросам школ, перед которыми на государственном уровне поставлена задача: улучшить преподавание математики и естественнонаучных дисциплин. Чтобы сделать современное, отвечающее запросам времени образование доступным для всех, не обойтись без цифровых технологий. Один из проектов «Цифриума» – создание и предоставление школам платформы для олимпиадной подготовки школьников, которая помогает регионам выявлять и развивать таланты. И вот первые результаты: за 3-4 года Московская область вышла на 2-е место и в 5 раз увеличила число победителей и призеров. Стратегическая задача «Цифриума» – развивать дополнительное образование внутри самих школ, предоставляя им доступ к цифровым инструментам для образования, профориентации, углубленного изучения предметов.

Валентина Куренкова заместитель директора компании Нетология. За последние три года компания сотрудничала с 42 регионами, совместно с госструктурами реализуя для них некоммерческие социальные проекты. Основная линия сотрудничества – дополнительное образование для взрослых. В свое время проект «Цифровые профессии» пользовался большой популярностью и позволил значимо поднять уровень цифровой грамотности в регионах. В настоящее время в работе проекты: «Код будущего», в рамках которого детей обучают программированию, совместный с Минтруда проект содействия занятости, курсы по финансовой и психологической безопасности. Компания ведет бесплатные программы обучения удаленным ИТ-профессиям для людей с ограничениями по здоровью, и за последние два года обучение прошли более 3 тысяч таких студентов. Самое трудное звено в профессионализации людей с инвалидностью – трудоустройство. Используя обширные партнерские связи, Нетология помогает выпускникам и в этом вопросе: каждый пятый из них уже трудоустроен. Наиболее сложно трудоустроиться людям с расстройствами аутистического спектра, которые избегают взаимодействовать с другими людьми, и компания обучает работодателей тому, как адаптировать и встраивать в работу таких сотрудников.

Вера Локтионова, специалист по работе с органами власти онлайн-школы «Умскул». Специализация школы – помощь детям в освоении программ основной школы, подготовка к олимпиадам, помощь в выборе профессии. «Весомая доля 100-балльников стране – наши выпускники», – говорит Вера с гордостью. В рамках социальных проектов совместно с Университетом Просвещения проведена «Олимпиада «ПросветУм» по обществоведению (несколько тысяч участников), а также по психологии и педагогике (несколько сотен участников). В декабре 2024 года олимпиада будет проведена вновь. В школах Челябинской области и Казани проведены первые профориентационные мероприятия, дальше эта практика будет масштабироваться.

Школа выделяет ежегодно 350 бесплатных мест для малообеспеченных и многодетных семей и сопровождает детей от средней школы до государственной итоговой аттестации. Еще 350 мест – для одаренных детей в рамках проекта  «Будущее мира», где предусмотрена также бесплатная подготовка к поступлению в выбранный ВУЗ.

Работает «Умскул» и с учителями. Создана и постоянно обогащается «Копилка педагога» – библиотека статей и видеоматериалов по различным предметам. Проводится марафон «Просто о сложном», с 2024 года планируется грантовая поддержка талантливых учителей .

Для школ проводятся пробные итоговые сочинения и пробные госэкзамены: ученики в школе выполняют работы, а специалисты «Умскул» проверяют их.

Школа сотрудничает с педагогическими ВУЗами, организует курсы повышения квалификации для учителей в области цифровой грамотности.          

Светлана Анисимова операционный директор школы «Алгоритмика». Школа специализируется на информационных технологиях и математике, со времени ее открытия обучение прошли более миллиона выпускников. Больше полумиллиона детей обучаются сейчас в Азербайджане по программе Алгоритмики «Цифровые навыки», которая масштабирована на все школы страны с 1 по 11 классы. 150 тысяч школьников дистанционно обучаются в Белгороде, где нарушена штатная работа школ. Совместно с благотворительными фондами школа организовала и провела бесплатное обучение 5 тысяч детей из малообеспеченных семей. Повышение квалификации прошли 9 тысяч учителей.

В школе создана интерактивная платформа, через которую прошли 10 млн детей в рамках всемирной акции «Час кода» и всероссийского проекта «Урок цифры». Одно из фирменных мероприятий школы – «цифровое ГТО»,  которое можно провести до и после обучения и порадоваться результатам.

Виталий Алтухов, директор по разработке и исследованиям, сооснователь компании Профилум. Компания специализируется на создании методик и инструментов для профессионального развития. В 2024 году в школах запустили проект по профориентации, с использованием специально созданной для этого цифровой платформы. Профориентация в данном случае – не просто знакомство детей с миром профессий: речь идет и о кадровых потребностях местных  организаций и предприятий, о возможностях трудоустройства на малой родине. Так формируется карьерная грамотность молодежи, позволяющая видеть карьерные перспективы и принимать решения о своем будущем осознанно, на основе полной информации. Региональные власти также проявляют заинтересованность, поскольку сохранение кадрового потенциала для них – одна из приоритетных задач. Сегодня в режиме внеурочных занятий с «Профилумом» работают 3 тысячи школ из 9 регионов России.

Регионы часто сталкиваются с проблемой нехватки кадров, особенно под новые проекты – такие как начавшееся либо планируемое строительство на местах заводов, дорог, объектов инфраструктуры. «Профилум» собирает и систематизирует такого рода информацию. Аналитика рынка труда формируется как на основе открытых данных, так и путем интервьюирования профильных экспертов. Картина кадровых потребностей доводится до учебных заведений, что позволяет местному профессиональному образованию скорректировать свои программы, чтобы молодые люди, желающие остаться в регионе, смогли получить нужную подготовку. Ключевая задача, которую компания решает в регионах – синхронизации системы образования и рынка труда.

**

Проведенная сессия показала: в лице своих наиболее продвинутых представителей EdTech-сфера – это своеобразная разведка будущего, открывающая для системы основного школьного образования горизонты и направления развития. Главный вектор – распаковка школы, установление тесной связи с реальными проблемами и потребностями людей, предприятий, регионов, бизнеса, государства и общества в целом. 

Юрий Пахомов