БУДУЩЕЕ КАК НАДЕЖДА. ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ММСО.ЕХРО-2024. ЧАСТЬ II
22 Октябрь 2024Продолжаем делиться ключевыми смыслами с торжественного открытия ММСО-2024, прошедшего 3 и 4 апреля. В предыдущей части надеждами и тревогами о будущем поделились экономист, психолог и педагог. Теперь – о том, как видят проблематику венчурный инвестор и как ее видит лидер кружкового движения. В финале – яркое завершение в режиме свободного микрофона, в котором появятся новые действующие лица.
Фото из личного архива Юрия Пахомова
Начало материала здесь.
Евгений Кузнецов венчурный инвестор, директор венчурного фонда, футуролог, эксперт в области инноваций. Для венчурного инвестора будущее – не абстрактная идея, а предмет его каждодневной практической работы: найти компанию или технологию, в которую вложить средства, чтобы через 5-10 лет она удивила и изменила мир. Много лет работая в области инвестиций в технологии, начинаешь понимать: ключевой вопрос в этом деле – люди. Люди-предприниматели, создающие новые продукты. Технологии меняют мир все быстрее. 10-15 лет назад нашу жизнь круто изменил мобильный телефон. Сегодня её начинает менять искусственный интеллект. Как далеко зайдут эти изменения – мы не знаем. У любого живого существа есть две реакции на неопределенность: страх и любопытство. Думаю, одна из ключевых задач воспитания и образования – научить человека балансу: не бояться пробовать новое, но при этом не навредить в своем любопытстве себе и другим. Это очень тонкий баланс, он нарабатывается всем жизненным опытом, и его нельзя передать через алгоритмы и правила. Системе образования, основанной на передаче правил, такая задача не под силу.
Как бы мы ни возмущались происходящим, невозможно ввести правила, которые ограничили бы детей в потреблении видеоконтента и переключили на чтение книг. Недавно случилась такая история. В одной из школ провели эксперимент и отобрали у детей смартфоны. Через несколько дней в коридорах начались игры на деньги, а через две недели произошла первая массовая драка. Правила, запреты работают все хуже. А хорошо работают навыки и способности, нарабатываемые в реальном деле. Какая деятельность учит человека балансировать между любопытством и страхом? Предпринимательство! Когда ты действуешь, пробуешь, набиваешь шишки, извлекаешь уроки, ты от раза к разу учишься соразмерять свои возможности и свои амбиции, ты начинаешь действовать все более эффективно. Происходит капитализация твоего опыта. Моя задача – искать лучших предпринимателей. И когда ко мне приходит серийный предприниматель, за плечами которого несколько успешных стартапов, я могу вложить деньги, даже не задумываясь и не вникая в детали проекта.
Технологии – искусственный интеллект, редактирование генома, освоение космоса, или то, что будет придумано завтра и послезавтра, – не должны восприниматься детьми как нечто, что приходит к ним свыше, от корпораций, от государства. Беда России – в склонности людей думать, что всем должно заниматься государство. Государство большое, у него ресурсов много, оно все придумает и сделает, а мы попользуемся.
Приведу одну историю. Уж что может быть более дорогим и капиталоемким, чем космос? Да он еще и с национальной безопасностью связан. Где космос и где частная инициатива! Но однажды в Россию приехал Илон Маск, чтобы купить ракеты, потому что он хотел заниматься освоением Марса. Встречается с генералами российской космической отрасли, а они ему: ты парень в кроссовках, а космос – дело серьезное, государево, и мы тебя к нему не допустим. Что тогда сделал Маск? Он создал частную космонавтику! И сегодня частная, основанная на предпринимательской инициативе космонавтика совершает фантастические прорывы. Стоимость доставки грузов на орбиту стремительно падает, уже тестируются произведенные на орбите лекарства, на орбите печатаются живые органы, всерьез начинают обсуждать создание производственных баз на Луне и Марсе. Одна из фундаментальных идей, которую должно заложить в головы детей образование: не надо ждать, что кто-то решит твои проблемы! Ты можешь сделать это сам! Но для этого ты должен постоянно пробовать, учиться на ошибках, расширять свои возможности и уметь объединяться с теми, кто раздвинет твои возможности вширь.
Думаю, одна из задач образования – учить предпринимательству: действовать, пробовать, получать обратную связь от сложного изменчивого мира и нарабатывать опыт. Предпринимательство – это далеко не только бизнес. Этот стиль деятельности может формироваться и проявляться в науке, в образовании, где угодно.
Наталья Кравченко, председатель комиссии Общественной платы РФ по просвещению и воспитанию, директор по стратегическому развитию кружкового движения НТИ. В одном из моих любимых фильмов герой рассказывает: “У египтян есть легенда, что при входе в рай у человека спрашивают две вещи. Первая: нашел ли ты радость в жизни? И вторая: принесла ли твоя жизнь радость другому человеку?” Очень важна для образования эта ценностная настройка: задумываться о том, что мы несем в мир, что даем другим людям? Массовая школа живет в полном противоречии всему, о чем мы сейчас говорили. Мы хотим, чтобы образование объединяло детей в команды, где ребята усиливали бы друг друга, включались в совместный проект, пробовали новое, ошибались, падали, вставали и шли дальше. Вместо этого – оценки, поощрение конкуренции, установка на индивидуальный успех, и при этом – никакой возможности попробовать что-то новое и своё. Как будто школа заточена на то, чтобы погасить инициативу активных и талантливых детей. А ведь талантливых детей появилось сейчас много, я часто вижу их в кружковом движении. Получается, что предприниматели, о которых говорил Евгений, вырастают вопреки школе, а не благодаря ей. С этим нужно срочно что-то делать.
Редкий, к сожалению, пример школы, которая учит дерзать и пробовать – школа «Надежда Сибири» в Новосибирске. Её ученики занимают первые места и в Сириусе, и на нашей НТИ-олимпиаде, которая построена по совершенно другому принципу. Когда мы получили поручение Президента по развитию НТИ-олимпиады как особенной, командной, объединяющей ребят вокруг реальных инженерных задач, то столкнулись с непониманием и сильнейшим сопротивлением со стороны образовательной системы. А покажите, как вы оцениваете вклад каждого ребенка! А покажите, хорошо ли они знают базовую школьную программу! И т.д. и т. п. Сейчас в образовании кое-что меняется к лучшему, и мы видим, что педагоги начинают говорить о возможности совместной работы детей, об успехе не отдельного ученика, а команды.
Я приглашаю всех на сессию, посвященную 2040 году, на которой Дмитрий Ефимович Фишбейн расскажет о проекте школы нового типа. Школа не зациклена на одной только академической успеваемости: она призвана раскрывать практические, в том числе предпринимательские детские таланты. Есть дети, которых мы привыкли называть «троечниками». У них другой тип мышления, другие способности, другие увлечения. Им не интересно корпеть над учебниками и получать высокие оценки. Но они бывают очень активны и часто своими инициативами мешают учителям, вносят сумятицу в учебный процесс. В новой школе у этих «троечников» будут колоссальные возможности раскрыть и развить все, на что они способны.
И еще нужно серьезно подумать о том, какую идею успеха школа должна транслировать детям. У взрослых принято, вопреки желаниям и склонностям самого ребенка, требовать от него высоких академических результатов. Твои любимые дела отвлекают от школьных занятий? Сворачивай дела и иди учи уроки, у тебя контрольная завтра! У людей моего возраста и постарше существовал предрассудок: если ребенок не одолел планку поступления в университет, если пошел в колледж, – значит, попал в гетто для неудачников. А нужен университет ребенку, который, получив по нашему настоянию диплом мехмата, кладет этот диплом в стол и идет заниматься туризмом? Успешность может быть очень разная, ее критерии меняются. Я призываю родителей и учителей задуматься над тем, какую идею успешности мы транслируем своим детям.
Фото из личного архива Юрия Пахомова
Максим Казрановский Год назад мне посчастливилось быть на встрече с Шалвой Александровичем Амонашвили, который в свой 91 год два часа стоял на сцене, ни разу не присев. Главный тезис, который он хотел донести до аудитории: дети «поколения индиго» – талантливы все! Но каждый по-своему. И это проблема и огромный вызов для системы образования, для всей педагогики. Как быть с детьми, которые талантливы каждый по-своему? Новый тип образовательной системы должен быть построен так, чтобы понятие успешности смещалось от академической успеваемости и олимпиадных побед в сторону поиска успешности для каждого
**
А вот что прозвучало в последние пять минут в свободном обсуждении, в заключительных словах и в ответах на вопросы.
Евгений Кузнецов. В истории человеческих цивилизаций можно проследить одну закономерность: достигнув достаточно высокого уровня технологий и материальной культуры, цивилизация часто впадала в хаос и гибла. Думаю, во многом это происходило из-за того, что люди развивали технологии исходя из сиюминутной перспективы, без глубокого осмысления последствий и возможных угроз, с которыми столкнутся. В результате слишком далеко забредали в непонятный, неведомый, хотя ими же и созданный мир. Перестав понимать, как этот мир живет и что в нем происходит, они утрачивали возможность с этим миром справиться. Немного похоже на ситуацию, в которой оказались мы. Мы тоже забрели в неведомый мир, и все в нем начало дестабилизироваться.
Но есть и другая закономерность: сроки, в которые люди адаптируются к хаосу и преодолевают темные времена, становятся все короче. На протяжении всей истории человечество учится. Этот опыт накапливается в культуре, в литературе, в образовании, в философии. Что в этих исторических интуициях точно есть, так это значение договороспособности. И то, что строить за счет других свое благополучие, благополучие своей страны, своей семьи – это тупик, и тому миллион примеров. Если мы заложим такое понимание в юное поколение, то темные времена человечество быстро проскочит.
Александр Аузан. Если говорить о черных лебедях на подлёте, то ближайший вызов, который нам предстоит пережить – это искусственный интеллект. Он еще не показал себя во всей красе, но уже ставит нас перед проблемой: что делать с естественным интеллектом в условиях развития искусственного интеллекта? Потому что если естественный интеллект окажется неспособным к партнерству с искусственным интеллектом, то мы как человечество свою историческую игру проиграли. Почему нейросети дают так много глупых ответов? Потому что мы задаем много глупых вопросов! Чтобы партнерство естественного и искусственного интеллектов случилось, нам и нашему образованию необходимо поднять на новую высоту искусство вопроса, искусство предположения, гипотезы, интерпретации – всего того, что является прерогативой человеческой мысли. Вообще-то нам не сильно повезло со временем, в которое мы живем. Что сказать по этому поводу? Могу только привести слова из романа Роберта Уоррена «Вся королевская рать»: Делайте добро из зла, потому что больше его делать не из чего!
Наталья Кравченко. Мы живем во времена, когда во все поры жизни проникли и проникают технологии. Но мы не можем позволить себе стать придатком технологий. Каждому из нас главное помнить, что мы люди, что человек – венец мироздания. Сохранять в себе Божью искру человечности и ответственности. Передавать ее детям как то, на что они смогут опереться перед лицом любых обстоятельств. Объединяясь, создавая сообщества единомышленников, двигаясь вперед.
Максим Степанов, гость, проректор Мелитопольского государственного университета. В Запорожской области будущее наступило внезапно, и оно оказалось светлым. Это будущее с Россией. Мы вдруг столкнулись с огромным интересом к нам со стороны многих государств Африки и Юго-Восточной Азии. Оказалось, что образ России для них – как свет надежды на будущее. Нам пишут: видим в вашей политике и общественном устройстве ориентир для себя и хотим, чтобы наша молодёжь училась в новых регионах России. Очень хотелось бы сохранить этот порыв и оправдать эти надежды.
Юрий Пахомов