БУДУЩЕЕ КАК НАДЕЖДА. ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ММСО.ЕХРО-2024. ЧАСТЬ 1
21 Октябрь 2024Московский международный салон образования, которому мы посвятили серию репортажей, открылся экспертной сессией «Будущее как надежда. Новый тип лидерства». Разговор о будущем по природе своей неизбежно утопичен: да, надежды, мечты, идеалы. Но вместе с тем и ориентиры для выстраивания настоящего, и возможность разглядеть в настоящем ростки того будущего, к которому устремлена мечта.
Максим Казарновский, модератор, один из идеологов и продюсер ММСО, руководитель Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», руководитель проекта «IV Съезд учителей и работников образования государств – участников СНГ»
Мы, организаторы ММСО, размышляя о том, как построить работу в этом году и в ближайшие годы, сочли необходимым вернуть в дискуссии об образовании разговор о будущем. Каким мы хотим видеть будущее? Кто станет творцом этого будущего? Какова роль образования? Лидеры которые приведут страну в достойное ее будущее, не прилетят к нам с Марса. Они вырастут в наших семьях, получат образование в наших школах. Что происходит с образованием сегодня и как мы, педагоги, можем помочь детям стать теми, кем они должны стать?
Фото из личного архива Юрия Пахомова
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, доктор экономических наук, председатель Общественного совета при Минэкономразвития РФ.
Скажу о грустном. В 2018 году мы провели исследование и построили картинку российского образования. Начальная школа: наши дети отличаются умом и сообразительностью, и мы в первой пятерке мировых рейтингов. Средняя школа: падаем на 32-38 места. Высшая школа: в мировых рейтингах университетов в топ-200 вошел только один российский ВУЗ. С огромным отрывом уступаем Германии, Южной Корее. Есть также рейтинг спроса экономик разных стран на таланты. Мы в нем на 67 месте, что типично для экономики с низкопроизводительными рабочими местами и рынками, изобилующими административными барьерами. Таланты нашей экономике в целом не нужны! А кому они нужны? Компаниям, завязанным на мировой рынок, таким как Росатом, Яндекс, Касперский, всего в России 2000 таких компаний. Я предлагал министрам образования и науки: давайте перевернем эту ситуацию! 2000 ведущих российских компаний и два десятка наших конкурентоспособных университетов могут пересобрать всю цепочку, от начального образования до выхода на мировой рынок. Так нет же, слишком затратно, слишком долго!
Я считаю, что сегодня у детей, с которыми мы связываем надежды на будущее, необходимо формировать длинный взгляд: видение целей и задач в перспективе отдаленного будущего. Где сегодня такие люди? Что мы видим во всех трех стратегиях развития России, которые разработаны за последние 20 лет? Вложения в человеческий капитал – ура! Вложения в здравоохранение, образование, науку – ура! И первый же проект бюджета после принятия очередной стратегии резко противоречит заложенным в стратегию принципам. Почему? Потому что человеческий капитал растет долго. Власти, которая планирует лишь на 2-3 года вперед, человеческий капитал не нужен! То же и с бизнесом. Я считаю, что нет смысла состыковывать образование с бизнесами, которые не заметны на мировом рынке и смотрят лишь на год-другой вперед. И второе, что нужно строителям будущего страны – это договороспособность!
Максим Казрановский
Немного о договороспособности. Недавно мы с российскими экспертами по образованию ездили по израильским школам. Одна из них, в Иерусалиме, произвела фантастическое впечатление. В Израиле несколько кардинально отличающихся систем образования. А в той школе светская еврейская система совмещена с арабской, и это совмещение работает на уровне образовательной технологии! Скажем, урок истории одному и тому же классу преподают два учителя. Один дает философию и картину мироустройства с позиций арабского мира, а другой – с позиций иудейского мира. Оба мировоззрения равнозначны, и дети проникаются принципом: в этом мире право голоса имею я, но право голоса имеет и иной, не похожий на меня. В образование заложена идея общения и сотрудничества между разными цивилизационными мирами!
В Будущем, к которому мы хотим прийти, востребованы не только способность понимать друг друга и договариваться, но и способность вдохновлять, вести за собой. Образование должно готовить лидеров, первопроходцев будущего. Убежден: будущее – за новым типом лидерства, основанном на сотрудничестве, на создании людьми возможностей друг для друга, на совместной выработке новых идей и решений. А не на конкуренции и борьбе за дефициты.
Фото из личного архива Юрия Пахомова
Александр Асмолов доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности на факультете психологии МГУ, директор школы антропологии будущего при РАНХиГС.
Поддерживаю идею договороспособности. 21 век должен стать веком переговоров! В 2008 году мы сделали в МГУ одну из первых программ подготовки переговорщиков и выпустили 10 человек. Способность к децентрации, умение стать на позицию оппонента и побыть в его шкуре – ключевая вещь, без которой любая современная политика заходит в тупик.
А еще крайне важен для образования баланс между безопасностью и развитием. Процитирую Абрахама Маслоу: «В любой момент у нас есть выбор: сделать шаг в своем развитии или вернуться в безопасное место». Нильс Бор совершил прорыв в науке. Стив Джобс – в круто изменивших нашу жизнь технологиях. Оба они говорили о том, что овладение будущим, сотворение будущего – удел людей, способных выпрыгнуть из привычного безопасного настоящего и начать реализовывать сумасшедшие идеи. Сегодня массовое образование перекошено в сторону безопасности, унифицировано, зарегламентировано, контролируется со всех сторон. Как будто из детей хотят вырастить солдат Урфина Джюса. Но солдаты Урфина Джюса не готовы к изменениям и не договороспособны. Надежда на будущее – в детях, чувствительных к изменениям и в любой ситуации готовых к встрече с черными лебедями. Убежден, что школы, у которых нет чувствительности к изменениям и новизне, вымрут.
Наталья Журавлева директор Центра индустрии образования Сбера.
Я – технологический оптимист и вижу, как новые технологии дают нам больше возможностей реализовать свой потенциал. Как педагогам, как родителям, как управленцам, просто как людям. Нам нужно задуматься не только над тем, чему учить детей и молодежь, но и чему учить взрослых. Ни один лидер не может сохранять лидерство, однажды обучившись чему-то и дальше оставаясь на этом же уровне. Одно из главных качеств лидера будущего – учиться на протяжении всей жизни. Воспитывая лидеров, важно уже с детства научить их учиться. Наша миссия – сделать так, чтобы люди учились не только для того, чтобы закончить школу или ВУЗ. Мы хотим всем и на всю жизнь привить вкус к познанию, учению, расширению своих возможностей. Чтобы в жизни каждого случился «опыт школы». Не воспоминания о том, как ходил в школу, а опыт, который подарил бы любовь к познанию, саморазвитию, раскрытию новых возможностей в себе и в других.
Помню времена, когда в подвалах странные люди организовывали «качалки» и ходили туда поднимать тяжести и наращивать мышцы. А потом из этого выросла массовая индустрия фитнес-центров. Мы надеемся повторить этот сюжет, только с наращиванием не силы тела, а силы интеллекта. Чтобы привычка потренировать свой ум, расширить кругозор, разобраться в чем-то новом – стало нормой нашей повседневной жизни. То, что происходит в этой сфере, обнадеживает: в прошлом году рынок образовательных технологий EdTech вырос на 26%. В этом году эксперты ожидают роста еще на 40%. Люди приходят к пониманию, что учиться и поддерживать себя в ментальной форме надо постоянно.
На мой взгляд, для лидерства нового типа огромное значение имеет также мотивация, конечные жизненные задачи. Лидер будущего – тот, кто меньше думает о том, как улучшить условия своей собственной жизни и больше – о том, как улучшить мир вокруг себя. Это жизненное устремление, установку на созидание, и должно развивать современное образование. А уж чтобы реализовать эту устремленность, чтобы увидеть возможность изменить мир, нужны, конечно же, креативность, системное мышление, цифровые навыки. У нас много команд работает над тем, чтобы изменить жизнь к лучшему. Создаем удобные финансовые сервисы. Или инструменты, позволяющие врачам быстрее установить диагноз. На ММСО мы представим ассистента педагога – основанный на искусственном интеллекте инструмент, позволяющий быстро сделать конспект, подготовить материал для урока, получить обратную связь в сравнении с лучшими учительскими практиками и посмотреть на свой профессионализм со стороны. И все это – за считанные минуты.
У коллег уже прозвучала идея сотрудничества – я за нее обеими руками. У нас есть хорошая практика в школе № 21, специализирующейся на обучении программированию. Учебный процесс здесь не однонаправленный, когда учитель учит ученика, а двусторонний: учащиеся учат друг друга и помогают друг другу раскрыть свой потенциал. Способность учиться и способность раскрывать потенциал других людей – две фундаментальные для современного образования вещи.
Следующая часть материала здесь.
Юрий Пахомов