2040 ГОД: В КАКОЙ МИР ВЫЙДЕТ СЕГОДНЯШНИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?

14 Октябрь 2024

Экспертная сессия с таким названием прошла 3 апреля в рамках ММСО-2024. Какими будут экономика страны и мир профессий через 15 лет? Кто в состоянии разглядеть будущее, к которому школа должна подготовить детей? Какой должна быть школа, чтобы быть в состоянии решать эту задачу? Кто сегодня заказчик на школьное образование? Вот круг вопросов, которые стали предметом обсуждения на сессии.

2040 ГОД: В КАКОЙ МИР ВЫЙДЕТ СЕГОДНЯШНИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?

Изображение freepik

Дмитрий Фишбейн, директор школы «Сколка», поделился идеями, которые легли в основу школы, ориентированной на подготовку детей к профессиональному будущему, которое наступит в 2040 году.

Педагогическому сообществу нужно прекратить разговоры про то, что будущее туманно и поэтому неясно, к чему готовить детей. Школа обязана знать, к чему готовить ребенка! Собственными силами система школьного образования заглянуть в отдаленное будущее не может. Значит, ей нужно выйти из своего школьного мирка, перестать считать себя всезнайкой и открыть двери для реальной индустрии – для производства, для перспективных инженерных разработок. В России есть компании, которые задают планку для своей отрасли, и они лучше школы видят и понимают будущее. С 1 сентября 2024 года мы запускаем учебный процесс вместе с нашими индустриальными партнерами, роль которых в образовании будет не меньшей, чем роль школы.

Школе, семье, самим детям – важно начинать проектировать образовательную траекторию с прицелом на сферу деятельности и профессию не с момента поступления в ВУЗ, а на десять лет раньше. Уже в школе ребенку важно окунуться в работу предприятий, в инженерные разработки. Опробовать свои интересы и склонности в той или иной индустрии. Сделать первые наброски возможного будущего. Если интересны такие-то отрасли и профессии, то какой ВУЗ нужен? А, может быть, ВУЗ и не нужен. Уже в школе должен развертываться реалистичный веер возможных образовательных и жизненных траекторий.

В наших планах построить процесс так, чтобы не менее 50% школьного времени дети работали над реальными проектами. В идеале – проходя весь цикл создания продукта: от замысла, через R&D, к созданию образцов, далее выводить их на рынок, продвигать, организовывать продажи. Это и невероятно увлекательное дело, и необходимое условие взросления и самоопределения. Погрузившись в реальный проект, ребенок получит ответ на фундаментальные вопросы: кто я, какой я, каково мое место в команде, каков мой потолок и какова перспектива? Мы мечтаем о такой школе, в которой на расспросы родителей ученик рассказывал бы не про четверку по математике, а про то, на какой стадии проект. У нас есть понимание, как это сделать. Мы видим заинтересованность наших индустриальных партнеров. Мы уверены, что сделаем это. Тем самым решим и другую проблему. Сегодня сами дети являются для системы образования вызовом. Всеми силами они пытаются донести до нас поколенческое послание: хватит нас учить и воспитывать, дайте нам дело!

Наталья Кравченко, председатель комиссии Общественной платы РФ по просвещению и воспитанию, директор по стратегическому  развитию кружкового движения НТИ. Все чаще приходится слышать: массовая школа не отвечает ни запросам родителей, ни запросам детей. Но какой она должна быть – никто не знает. На мой взгляд, «Сколка» предлагает убедительный ответ на запрос родительского сообщества. В кружковом движении НТИ мы исповедуем близкие принципы. Вовлекаем детей в разновозрастные команды, работающие над реальными инженерными задачами. Организуем доступ к лидерам индустрий, которые могут рассказать и показать, как устроено современное производство, какие задачи стоят перед космической отраслью. Обеспечиваем материальную базу, на которой дети могли бы пробовать, ошибаться, делать открытия. Такую проектную деятельность мы хотели бы видеть в массовой школе. А не общепринятую практику: напиши реферат и получи свою пятерку.

Прекрасные примеры школ с проектной деятельностью есть в Москве, Новосибирске. Пока они, к сожалению, единичные. Мир невероятно интересен, но массовая школа стремится отделить себя от него и замкнуться в своем искусственном мирке. Вместо того, чтобы учить цифровым технологиям, мы отбираем у детей смартфоны. Недавно в Общественную палату поступил запрос: «Студенты не пишут самостоятельно рефераты, а используют Chat GPT. Давайте запретим Chat GPT в образовании!» Это повергло меня в шок: вместо того, чтобы учить работать с технологиями, пытаются запрещать их!

Что касается крупных компаний, то еще 5 лет назад школами они не интересовались: зачем нам школьники, когда есть базовые кафедры в ВУЗах? Но сегодня бизнес приходит к пониманию, что этого недостаточно: если мы хотим вырастить инженеров, которые будут создавать звездолеты, нужно начинать работать со школьниками.

Наталия Золотарева, президент ассоциации директоров колледжей. Агентство стратегических инициатив провело исследование, в котором попыталось заглянуть за горизонт 2040-го года. Остановлюсь на основных выводах. Цивилизация движется в фиджитал-мир. Уже сегодня наша обычная реальность начинает перемешиваться с цифровыми технологиями. С годами это взаимопроникновение будет нарастать. Задача среднего профессионального образования – обеспечить готовность выпускников работать в фиджитал-мире, обучить современным цифровым технологиям. Недаром федеральным проектом «Профессионалитет» предусмотрено: в программе среднего профессионального образовательного учреждении обязательно должен присутствовать цифровой модуль.

Второй вывод: чем совершеннее и мощнее технологии в наших руках, тем выше ответственность, тем лучше мы должны понимать последствия использования, риски и перспективы, возможную пользу и возможный вред. Проблематику ответственности, светлой и темной сторон технического прогресса нужно вводить, начиная с детского сада. И продвигать далее на уровень школы и  профессионального образования.

Третий вывод: нельзя позволить технологиям вытеснить человеческое начало из общения, из отношений между людьми. Образование должно прививать детям  способность по-человечески строить отношения, проживать ценность и роскошь общения как источник счастья.

И последнее: технологическая гонка между странами будет нарастать. Отсюда запрос к образованию, особенно в колледжах и университетах: обучать будущих специалистов на том оборудовании, которое сегодня реально задействовано в производстве. Колледжи часто не имеют возможности закупать такое оборудование. Значит, необходима тесная связка школы и предприятий.

Сегодня негосударственное образование – дошкольное, школьное, среднее профессиональное – очень быстро развивается. Мы провели исследование с директорами государственных и негосударственных колледжей. В каждом сегменте свои сильные стороны, но негосударственные колледжи более динамичны, больше экспериментируют, больше нацелены на инновации и результативность подготовки специалистов. Зарождаются интереснейшие образовательные практики, которые могут быть распространены и на систему государственного образования. На мой взгляд, через десять лет негосударственные образовательные институции обретут более высокий статус и будут на равных разговаривать с государственными.

Гоар Ананян – основатель и руководитель WOW GROUP – информационного ресурса, объединяющего 700 000 HR-специалистов. Соглашусь с тем, что лидирующие в своих отраслях бизнесы лучше других видят профессиональное будущее. 2040 год не так уж далеко, а некоторые компании планируют свою стратегию на 30-50 лет вперед. И имеют представление о том, какие кадры потребуются им к 2040 году. Мы входим в демографическую яму, ближайшие 30 лет компании будут испытывать колоссальную нехватку персонала. Система образования делает вид, что такой проблемы нет, но бизнес хорошо всё понимает. Каждая из ста крупнейших компаний России инвестирует в то, чтобы сотрудничать со школами и детскими садами. В детские сады пошли крупнейшие агрохолдинги, нефтедобывающие и металлургические предприятия. Зачем? Чтобы у детей формировались навыки и знания, востребованные будущим.

Что делает школа? Она учит. А должна ли школа учить детей? Мой ответ: нет! Школа должна научить детей только одному: уметь учиться! Скорость изменений того мира, в котором живут экономика и бизнес, несоизмерима со скоростью, в которой живет система образования. В корпоративных университетах образовательные программы радикально обновляются после каждого цикла обучения. А как часто школы обновляют свои программы? Кто заказчик школы? Мой ответ: экономика и бизнес. Посмотрите на Сингапур. Уровень человеческого капитала крайне низкий, но за 60 лет страна сделала фантастический прорыв в экономике. Потому что правильно ответила на вопрос «Кто является заказчиком» и правильно выстроила под этот ответ систему образования.

Сегодня ведущие компании стоят перед выбором: договариваться с системой образования или создавать свое собственное альтернативное образование? Русагро активно работает со школами и детскими садами. А Яндекс создал Яндекс-Академию, которая сама готовит специалистов, которые нужны Яндексу и всей индустрии.

Кто будет востребован в 2040 году? Согласно нашему исследованию, это сегодняшние дети с аналитическим складом ума, которые умеют анализировать данные и понимают отличие данных от битов информации. На втором месте –  способность самообучаться. Мой ребенок жалуется: я не все даты по истории запомнил. А мне все равно, потому что в знании дат он Chat GPT или Алису все равно не обгонит. Гораздо важнее человеческие качества: эмпатия, стрессоустойчивость, ментальное здоровье. Умение быстро и гибко адаптироваться к разным условиям работы – на третьем месте в нашем рейтинге. Мы не догнали США как мирового лидера в потреблении антидепрессантов. Надеюсь, никогда не догоним. Но то, что за последние 2 года потребление антидепрессантов в России выросло в три раза, вызывает тревогу.

Дмитрий Фишбейн. Не соглашусь с тем, что работодатель – единственный заказчик на образование. Родители, семья – в любом случае имеют право голоса. Родители решают, в какую школу ребенок пойдет и, соответственно, какая школа получит выделенные на ученика бюджетные деньги. Экономика, школа и семья должны договориться о будущем. Смогут договориться – тогда и будет у наших детей шанс на достойное будущее.

Модератор сессии Максим Казарновский, продюсер программы ММСО, руководитель Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», руководитель проекта «IV Съезд учителей и работников образования государств – участников СНГ»  прокомментировал слова Дмитрия Фишбейна: наша задача в том и состоит, чтобы экономика, школа и семья договорились. Салон ММСО-2024 построен так, что в каждой сессии участвуют представители бизнеса. На следующем этапе мы будем продвигать видеозаписи этих сессий в сообществе родителей. Для того и проводится МССО, чтобы образование начинало входить в диалог с реальным миром.

Юрий Пахомов