Внедрение инклюзии в корпоративную среду, ИЛИ как создать среду равных возможностей бизнесе?
09 Сентябрь 2024Краткая выжимка из ютуб-программы FUTURUM: Общество и бизнес.
В последнее десятилетие, понятие корпоративной социальной ответственности и инклюзии как в обществе, так и в бизнесе приобретает все большую значимость и актуальность. Тем не менее до сих пор 60% процентов людей в России не знают точно, что такое инклюзия. Эта статья поможет разобраться в том, что это за термин и как создать среду равных возможностей в бизнесе.
В качестве приглашенного эксперта программы выступает Анна Шапиро, директор по персоналу группы компаний «Урбантех».
«Инклюзия — это создание общества равных возможностей», — Анна Шапиро.
С 2020 года группа компаний «Урбантех» запустила программу, направленную на трудоустройство людей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Основная цель этой инициативы — предоставить соискателям с аутизмом возможность успешно реализовывать себя профессионально, строить карьеру и интегрироваться в общество.
Для чего бизнесу инклюзивный наём?
Инклюзивный наем может быть выгоден бизнесу по нескольким причинам:
-
Расширение таланта и навыков. Инклюзивный наём позволяет привлекать кандидатов с разнообразным опытом и компетенциями, что обогащает команду и повышает креативность.
-
Улучшение имиджа и репутации компании. Демонстрируя приверженность принципам инклюзивности, бизнес формирует положительный образ, привлекая клиентов и талантливых сотрудников.
-
Отражение разнообразия клиентской базы. Инклюзивный наём позволяет лучше понимать и обслуживать клиентов из различных групп, что повышает удовлетворенность и лояльность.
-
Стимулирование инноваций. Разнообразие мышления и подходов в команде способствует генерации новых идей и решений, что особенно важно в условиях быстро меняющегося рынка.
На примере успешной интеграции людей с РАС в «Урбантех», Анна рассказывает, как создать инклюзивную в рабочую среду.
С чего начать?
-
Изучить информацию о РАС:
«Почему говорят спектр? Широкая вариативность проявлений» — Анна Шапиро.
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой разнообразные состояния. Для каждого из них характерны те или иные трудности с социальным взаимодействием и общением. К числу других особенностей относятся нетипичные модели действий и поведения, например, трудности с переходом от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и нестандартные реакции на внешние стимулы.
По данным всемирной организации здравоохранения аутизм присутствует примерно у 1 из 100 человек.
-
Ответить на ряд вопросов:
-
Что мы как работодатель можем предложить соискателям с РАС?
-
Какие конкретные должности и задачи подходят для сотрудников с РАС?
-
Как должна измениться компания внутри, чтобы всем сотрудникам было комфортно?
-
Как будет организован процесс адаптации и наставничества?
-
Как будет организовано обучение коллектива?
-
Найти экспертов, которые помогли бы разобраться в особенностях работы с людьми с РАС.
-
Сотрудничать с профильными организациями и фондами (фонд «Обнаженные сердца», фонд «Выход», фонд «Лучшие друзья»)
-
Для действующих сотрудников компании провести обучение по особенностям коммуникации с будущими коллегами с РАС.
-
Адаптировать информацию об особенностях работы в компании под людей с РАС.
Социально ответственные идеи — только для больших бизнес-компаний?
Нет, социально ответственные идеи и практики, как, например, инклюзивный наем, не ограничиваются только крупными бизнес-компаниями. Они могут быть полезны для малого и среднего бизнеса по нескольким причинам:
-
Соответствие моральным ценностям. Независимо от размера, бизнес-организации должны стремиться действовать в соответствии с моральными принципами, такими как справедливость, равенство, забота об обществе. Социальная ответственность позволяет малым предприятиям воплощать эти ценности в жизнь.
-
Привлечение талантов. Даже небольшие компании могут выиграть, открывая возможности для людей с разными способностями и опытом.
-
Улучшение репутации. Демонстрируя приверженность инклюзивности, малый бизнес может выделиться среди конкурентов и привлечь лояльных клиентов.
Адаптация нового сотрудника:
«Успех проекта – когда люди выходят на самостоятельную работу» — Анна Шапиро.
Нормальный срок адаптации любого сотрудника на новом рабочем месте – от месяца до полугода. В период адаптации сотрудника с ним должны работать два человека: внешний наставник — ответственный за социально-психологическую адаптацию – и внутренний сотрудник – job-tutor, который обучает профессиональным навыкам. Благодаря такому решению адаптация проходит мягко и позволяет сотруднику быстрее выйти на самостоятельную работу.
Для распространения своего успешного опыта трудоустройства людей с расстройствами аутистического спектра ГК «Урбантех» совместно с партнерами проекта создала практическое руководство. Это пошаговая инструкция, охватывающая весь процесс: от принятия решения нанимать таких сотрудников до завершения их адаптации на рабочем месте.
«Те принципы, которые мы в своем пособии изложили, позволяют компаниям быстро пройти путь, который у нас занял 8-9 месяцев», — Анна Шапиро.
Данное руководство предоставляется бесплатно всем заинтересованным компаниям и организациям, чтобы помочь им начать трудоустраивать людей с РАС и создавать для них комфортные условия для профессионального развития.
София Жовнир