Рабочее место для человека с РАС: какие есть особенности и что нужно предусмотреть

07 Октябрь 2024

Создание рабочего места для человека с расстройством аутистического спектра (РАС) требует не только адаптации физических условий, но и внимания к деталям, которые помогают снизить тревожность и повысить продуктивность. Как компании могут поддерживать инклюзию, делая рабочие пространства комфортными для всех сотрудников, рассказывает президент Фонда «Обнажённые сердца» Ася Залогина

Рабочее место для человека с РАС: какие есть особенности и что нужно предусмотреть

Фото из личного архива Аси Залогиной

Какова миссия фонда «Обнажённые сердца» в отношении людей с расстройствами аутистического спектра (РАС)?

Основная миссия фонда «Обнажённые сердца» — создание общества, открытого к людям с нарушениями развития. Для этого мы развиваем профессиональную поддержку семей, инклюзию в образовании, досуге и трудоустройстве. Наша деятельность направлена на помощь не только людям с РАС, но и с церебральным параличом, синдромом Дауна и другими нарушениями.

Вы можете поддержать работу Фонда «Обнажённые сердца» подписавшись на ежемесячное пожертвование.

Почему РАС называют «невидимой инвалидностью»?

Это связано с тем, что аутизм – это поведенческий диагноз, который ставится не с помощью лабораторных исследований, а специалистом: психиатром, психологом или неврологом – в результате наблюдения за человеком и интервью с ним и ухаживающими за ним людьми.

Для окружающих ребенок с аутизмом зачастую выглядит просто как обычный, но капризный малыш, плохо воспитанный родителями.  На самом деле, поведенческие трудности связаны не с его воспитанием, а именно с диагнозом. 

Как фонд содействует трудоустройству людей с РАС? Какие проекты и инициативы фонда направлены на создание инклюзивных рабочих мест для людей с РАС?

Аутизм — это нарушение в развитии, с которым человек рождается и живёт всю жизнь. Поэтому поддержка нужна не только детям, но и взрослым. Просто она должна быть уже другой. В Центре поддержки семьи «Обнажённые сердца» в Нижнем Новгороде реализуют проекты для  помощи взрослым — «Сопровождаемая занятость» и «Сопровождаемое трудоустройство». Их проходят молодые люди старше 18 лет. 

«Сопровождаемая занятость» предполагает максимальную адаптацию жизни под условия, не отличающиеся от условий обычных или как их здесь называют — нейротипичных людей. Ребята работают, но при этом официально не трудоустроены: они помогают в уборке, занимаются подклейкой формуляров в библиотеке, сортировкой писем на почте. Так они чувствуют себя полезными и удовлетворяют одну из базовых потребностей человека.

Проект «Сопровождаемое трудоустройство» предполагает уже официальную работу и зарплату. Найти вакансию, составить резюме, подготовиться к собеседованию и поддержать в первые месяцы работы – всё это помогают делать специалисты Центра. Ребята трудятся на стадионе, в ресторане, в фотомастерской. В Центре не забывают и про культурную составляющую. У нас в партнерах достаточно много музеев, поэтому каждую неделю ребята выходят в разные места. Мы стараемся сделать эти походы максимально комфортными: например, в этом году вместе с музеем Арсенал (официальное название – Волго-Вятского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) мы разработали социальные истории – это визуально представленный сценарий поведения в ситуации, которая может быть непонятна человеку с аутизмом или вызывать беспокойство и тревогу.

Какие особенности должны учитываться при организации рабочего места для сотрудника с РАС?

Как правило, рабочее место для сотрудника с РАС должно быть четко структурировано, иметь четкие границы и разнообразные визуальные подсказки, которые помогут ему выполнять свою работу. Чтобы создать четко организованную и предсказуемую среду, нужно тщательно отобрать необходимые рабочие материалы и инструменты, продумать места их хранения (например, контейнеры или маркированные ящики) и зонирование пространства.

Хорошо, если в компании есть место, где человек с РАС может отдохнуть, так называемая «тихая комната». Это особенно важно, если рабочее место шумное или рядом с особым кандидатом работает большое количество людей. Если у человека есть сенсорные особенности, важно помнить о том, что плодотворно он сможет работать лишь в благоприятных и комфортных условиях. Соответственно, компании нужно эти условия создать, например, переставить рабочий стол в более тёмное место, дать возможность работать в наушниках и т. д.

Какую роль играют визуальные и текстовые инструкции в организации работы для людей с РАС?

Визуальное восприятие  — это одна из сильных сторон людей с РАС. В то же время понимание и распознавание вербальных инструкций и социальных сигналов могут вызывать у них определенные трудности. У многих людей с аутизмом также нередко возникают сложности с планированием и выполнением поставленных задач. Непривычные и непредсказуемые ситуации могут вызывать у людей с РАС значительную тревогу. Использование визуальной поддержки и структурирование окружения содействуют тому, что сотрудники с особенностями развития начинают лучше понимать, чего ожидать от рабочих ситуаций, какие навыки необходимо применять в тот или иной момент, в какой последовательности нужно выполнять действия. Визуальная поддержка помогает людям с РАС осваивать правила поведения, выполнять требования руководства, соблюдать границы, концентрировать и удерживать внимание, точнее понимать инструкции и абстрактные концепции (например, время, последовательность действий, причинно-следственные связи). Кроме того, визуализация задач позволяет сотрудникам с аутизмом сохранять спокойствие и развивать независимость. Визуальная поддержка может использоваться сотрудниками с самым разным уровнем навыков и способностей.

Чем может отличаться рабочее место человека с РАС от рабочего места нейротипичного сотрудника?

Рабочее место может отличаться большим количеством визуальных подсказок (схем, алгоритмов и т.д.). Согласно принципам универсального дизайна, зонирование пространства, визуальные указатели и маркеры могут быть полезны для всех сотрудников организации. По своему опыту могу сказать, что так оно и есть – визуальные подсказки используют все сотрудники организации.

Структурированное пространство, отвечающее потребностям сотрудников с РАС, помогает им: 

1) свести к минимуму негативное поведение и панические реакции в непредсказуемых ситуациях, организовать рабочее место (например, устранить беспорядок, выработать привычку класть личные вещи в подходящее для этого место);

2) снизить тревогу (благодаря визуальным указателям сотрудникам с коммуникативными трудностями не придётся лишний раз обращаться за помощью к коллегам при поиске определенных мест или вещей); 

3) развить самостоятельность.

Так, вышеперечисленное работает для всех сотрудников.

Насколько важна поддержка в процессе адаптации человека с РАС? Кто должен оказывать эту поддержку?

Адаптация сотрудника на новом рабочем месте будет проходить эффективнее, если с самого начала будет налажено сотрудничество наставника от работодателя, коллег, сопровождающего специалиста и самого соискателя. Естественная поддержка имеет неоценимый вклад в процессе адаптации человека с РАС. Важно, чтобы с самого начала руководство и коллеги брали на себя основную роль в ориентации соискателя на рабочем месте, его обучении и вовлечении. Это поможет ему быстрее влиться в процесс и предотвратит зависимость от поддержки со стороны специалиста по сопровождаемому трудоустройству. При этом основная задача специалиста по трудоустройству – способствовать эффективному взаимодействию работодателя и соискателя.

Чем значительнее изначальный уровень предоставляемой извне помощи (со стороны специалиста по сопровождаемому трудоустройству), тем меньше в будущем шансов у работодателя и коллег сотрудника с особенностями развития на то, чтобы самостоятельно оказывать ему поддержку.

Какие меры поддержки и мотивации наиболее эффективны для сотрудников с РАС?

В первую очередь, это поддержка коллег и одобрение руководства. Важно давать обратную связь сотруднику с РАС, как и любому другому сотруднику, о выполненной работе, давать свою оценку его деятельности и вносить предложения по улучшению эффективности. Меры, направленные на улучшение мотивации сотрудника с РАС, могут ничем не отличаются от мер для нейротипичных сотрудников: премии, дополнительные дни к отпуску, специальные программы или мероприятия. Кто-то из людей с РАС будет мотивироваться к работе возможностью получения дополнительного перерыва во время работы. Для каждого человека есть свой мотивирующий момент, что мотивирует одного, может совершенно не нравиться другому.

Какие стратегии помогают облегчить коммуникацию с коллегами для человека с РАС?

Некоторым людям с РАС свойственны трудности в коммуникации. Многие из них могут активно использовать речь в обычных ситуациях, но в непривычных обстоятельствах или под воздействием стресса утрачивают этот навык. У кого-то есть сложности с пониманием инструкций. Важно помнить, что человек в стрессовой ситуации (собеседование, проверки и т.д.) может иметь сложности с пониманием и высказыванием.

В коммуникации с человеком с РАС могут помочь:

  • использование более коротких предложений и простых фраз;

  • избегание двусмысленных фраз;

  • предоставление большего количества времени на усвоение информации и на возможность ответить на вопрос самостоятельно;

  • если человек не использует речь для коммуникации, предоставление возможности использования АДК (средства альтернативной и дополнительной коммуникации).

Какие виды задач чаще всего подходят людям с РАС, учитывая их способности и особенности?

Все зависит от того, какими индивидуальными особенностями обладает человек. Подбирая вакансию и рабочие задачи для соискателя с РАС, мы опираемся чаще всего на его сильные и слабые стороны, а также на уровень образования и, конечно, его запрос.

Если человек с РАС достаточно творческий, например, у него есть навыки живописи или графики, то он вполне справится с творческими задачами, а вот рутинная работа ему может быть в тягость.

Если у человека есть сложности с гибкостью, переключением между одной деятельностью и другой – то ему подойдет работа, которая подразумевает выполнение рутинных задач. Все люди с аутизмом разные, важно помнить об этом при подборе задач, опираться на индивидуальные особенности конкретного человека.

Давайте обобщим и еще раз проговорим существующие техники и подходы, которые помогают человеку с РАС лучше организовать рабочий день?

 Сотруднику с РАС могут помочь:

  • адаптация рабочего места с учетом сенсорных особенностей (освещение, шум и т. д.);

  • адаптация рабочего графика – это может быть сокращенный рабочий день, дополнительные перерывы, возможность уединиться в «тихой комнате»;

  • создание ритуалов, которые помогут снизить уровень тревожности и освоить рабочие задачи;

  • четкий распорядок дня – необходимо составить расписание задач на каждый день, включая перерывы на обед и перекусы, групповые совещания и корпоративные активности;

  • навигация в общих зонах – для облегчения ориентирования в пространстве офиса можно использовать визуальную поддержку, например, наклейки-указатели, фотографии или инструкции с иллюстрациями;

  • визуальная поддержка – использование маркерных досок, распечатанных инструкций, ярлыков, чек-листов и органайзеров помогает человеку с РАС лучше запоминать и систематизировать задачи;

  • использование новейших технологий или мессенджеров, а также видеомоделирования – это позволит повысить независимость работников и снизить необходимость непосредственного контроля на рабочем месте. 

Какие рекомендации вы можете дать работодателю, чтобы правильно адаптировать рабочее пространство для сотрудника с РАС?

Во-первых, выслушать самого человека, обсудить с ним все моменты, которые могут вызвать затруднение. Обсудить, что может помочь ему быть успешным на работе.

Во-вторых, обсудить с коллективом, что у них будет сотрудник с РАС. Если трудоустройство кандидата с РАС проводится в рамках сопровождаемого трудоустройства и есть специалист, который будет его сопровождать на рабочем месте, то его нужно попросить рассказать об особенностях нового кандидата о его сильных сторонах, с какими сложностями он может столкнуться в работе и как ему могут помочь коллеги.

В-третьих, относиться к кандидату с РАС как к обычному человеку без излишней жалости или предвзятости. Но учитывать особенности человека.

Что касается организации рабочего места, то по возможности создавать любые условия и адаптации, которые могут помочь сотруднику с РАС справиться с выполнением рабочих задач.

Наиболее эффективны будут разработанные совместно работодателем и специалистом сопровождаемого трудоустройства адаптации, учитывающие результаты оценки сильных и слабых сторон сотрудника с РАС.

София Жовнир