«Я желаю, чтобы вы видели этот мир всеми органами ваших чувств, всеми фибрами вашей души»
30 Июль 2024Интервью с Татьяной Касаткиной – наставником, руководителем гидов в «Музее Темноты» и официантом в ресторане «В Темноте».
Фото из личного архива Татьяны
Что вы чувствуете, закрывая глаза? Погружаясь в кромешную темноту… Страх или интерес к открывающемуся миру новых ощущений? Возможно, тревогу или спокойствие? Каким бы не был спектр ваших чувств, темнота не может оставить равнодушным того, кто привык познавать мир визуально (а таковых большинство).
Можете ли вы представить, что в вашей жизни кто-то неожиданно выключил весь свет? Что делать? Нужно учиться познавать мир заново, активировать другие каналы связи с реальностью. И вообще, насколько это возможно? Могут ли обоняние, осязание и слух позволить полноценно ориентироваться в пространстве?
Исследовать этот аспект жизни можно в «Музее Темноты».
«Музей Темноты» был и остается пионером в создании иммерсивного погружения в темноту и эксперимента с отключением визуального восприятия, и на сегодняшний день является единственным музеем в РФ занимающимся изучением темноты и ее влияния на человека.
«Музей Темноты» (ранее «Прогулка в Темноте») был основан в 2016 году на социальной модели предпринимательства. В концепцию музея входит трудоустройство незрячих или слабовидящих людей в качестве гидов музея. Ведь кто как не они сможет рассказать о темноте.
«Все, что связано с темнотой, это все про меня» – Татьяна Касаткина.
Татьяна окончила исторический факультет МГУ. До того, как попала в «Музей Темноты», развивала бизнес – массажный СПА-салон. В «Музее Темноты» работает с самого основания: сначала наставником, сейчас руководителем гидов. А также параллельно этому уже 5 лет работает официантом в ресторане «В Темноте».
Татьяна вспоминает: «Наш музей открывал набор собеседований еще осенью 2015 года. От знакомых я узнала, что открывается новый проект, и я думаю, дай-ка попробую. Я пришла на собеседование, меня пригласили к учредителям нашего музея, с ними мы побеседовали, понравились друг другу, но я не знала, пригласят они меня на работу или нет. Потом я продолжала заниматься своими делами. Только в декабре 2015 года мне сообщили, что проект запускается, и меня приглашают к сотрудничеству. Были и другие предложения по работе, но я остановилась именно на этом проекте, о чем ни капельки не жалею».
Почему вы остановились именно на этом проекте?
Я хотела как-то работать по профессии и с людьми. В принципе, работа в музее, работа экскурсоводом — это что-то смежное. Да и «Прогулка в Темноте» – сама по себе интересная история. В Москве же не было таких проектов, это первый. Я люблю такие движухи, люблю что-то новое. Внутренний голос подсказал, что надо попробовать.
Расскажите, какие сейчас у Вас обязанности?
На самом деле, у меня обязанностей много: я трудоустраиваю экскурсоводов, то есть провожу отбор. Помимо этого курирую мастер-классы, контролирую всех действующих гидов, даю обратную связь. Также участвую в команде лидеров – это креативная группа, которая развивает проекты, общается с журналистами, представляет проекты везде, где только можно. Участвую в новых проектах. Если они связаны с темнотой, они связаны со мной, с нашей командой. В темноте мы мастера.
А как происходит отбор гидов? Проводиться ли какое-то обучение впоследствии?
Поиск и отбор кандидатов – непростая работа, люди с инвалидностью, как и все люди, совершенно разные. Мне нужно изначально понимать, сможет ли человек работать с людьми, посмотреть на его стрессоустойчивость, проверить навык коммуникации. Я смотрю также на внешний вид, потому что у нас гиды выходят к гостям, им нужно уметь расположить к себе посетителей.
Итак, сначала я отсматриваю резюме, потом устраиваю созвон, и, как правило, у меня довольно большой опыт, по звонку могу понять, имеет ли смысл приглашать человека в проект. Если смысл есть, то сначала я приглашаю кандидата на экскурсию к коллегам. Он в качестве гостя участвует, что-то для себя понимает про эту работу. А уже после экскурсии провожу собеседование. После собеседования наступает этап обучения – это где-то 2-3 недели. Потенциальный гид проходит стажировку, с ним непосредственно работает наставник, я консультирую, рассказываю все нюансы. Стажер посещает экскурсии всех коллег-гидов. Экскурсии, кстати, у нас разные бывают: и детские, и взрослые, и свидания, и иностранные, – в общем, все что угодно. Когда стажер готов, он сам проводит экзамен-прогулку, который принимаю я. Если этот экзамен успешно сдан, стажер становится действующим гидом и полноценно включается в команду.
Можете немного рассказать о гидах, которые уже работают в музее? Сколько человек в команде, что это за люди?
В команде 13 гидов: 5 молодых людей и 8 девочек. Они все абсолютно разные, и по возрасту разные, и по темпераменту. У нас работают гиды от двадцати лет до пятидесяти плюс. Это была моя идея, чтобы максимально разные, интересные, креативные, яркие люди участвовали в проекте. Чтобы им было, что рассказать, было, чем поделиться. У нас работают совсем не случайные люди. Обязательно нужно что-то из себя представлять, быть очень открытым, харизматичным, активным, самостоятельным – такие у нас гиды.
Какие бывают сложности в работе гидом? Случались ли какие-либо нестандартные ситуации с посетителями?
Сложности разные бывают – это и высокая потоковость, и быстрый темп работы. Гости тоже разные бывают. Все по-разному реагируют на темноту и по-разному себя ведут: кому-то страшно, кто-то раскрывает свои самые плохие стороны, кто-то, наоборот, хорошие стороны, кто-то плачет, кто-то смеется. То есть у нас гиды самые настоящие психологи-экскурсоводы. Их задача заряжать людей своей положительной энергией, оставляя все личные проблемы за стеклянной дверью нашего музея.
Вы уже рассказали, что у вас насыщенная, эмоционально-сложная работа, почему же тогда Вы решились идти работать еще и официантом в ресторан?
У меня ребенок, съемное жилье, и деньги не будут лишними, я говорю, как есть. Кроме того, мне было любопытно попробовать себя в чем-то новом. Там сложно работать, там физически сложно работать. Но, тем не менее, там тоже круто, другая аудитория, свои особенности, своя история. И вот теперь ресторан — это тоже моя любимая работа, любимое место, и я как-то уже вросла в него.
Какими навыками и качествами должен обладать официант, который работает в темноте?
Это точно – доброжелательность, отзывчивость, стрессоустойчивость. Ресторан – это не музей, здесь люди могут отмечать дни рождения, какие-то другие праздники, пить алкогольные напитки, поэтому поведение их может быть абсолютно непредсказуемым. Тут важно понимать, что ты можешь с чем угодно столкнуться. И я всегда к этому готова, и беру на себя ответственность за посетителей. Это мои гости, я их завела в темноту, значит, я с каждым в отдельности и со всеми одновременно. Это сумасшедшая ответственность.
Как часто бьется посуда?
Бывает-бывает (смеется). Бывает официант может случайно уронить, столкнуть, особенно, если гости на край стола ставят посуду. А ты же не знаешь, что она там стоит, можешь задеть. Бывает, сам гость может забыть, что они у него вокруг, потянутся зачем-то или резко повернутся.
В ресторане в темном зале могут работать только незрячие или слабовидящие люди?
В ресторане слепые официанты работают, есть и слабовидящие, но их очень мало. В такой темноте классно работать могут незрячие люди.
Сталкиваетесь ли вы с предрассудками или стереотипами по отношению к Вам от посетителей ресторана или музея?
Бывает, когда говорят: «ой, вы слепые, а как же вы живёте, а как вы вообще?». Еще в ресторане у нас есть дресс-код – тёмные очки. А это ассоциация с тем, что человек не видит. Но многие гости думают, что официанты работают в очках ночного видения, потому что «невозможно так быстро передвигаться и находить предметы не видя их». Нам часто могут прямо в лицо сказать: «ой, а дайте мне ваши очки, а мне тоже они не помешают». Я как-то дала одному парню очки. Я говорю: «ну, пожалуйста». Он такой: «а почему я ничего не вижу в них?». Я говорю: «ну, потому что они просто тёмные». Но всё это через юмор, конечно. Или так бывает: официанты же тихо по залу передвигаются, поэтому посетители могут не знать, что мы там рядом стоим. А у нас в обязанности входит – контролировать процесс. И посетители могут общаясь между собой говорить: «да вот, они видят». Им хочется верить в эту сказку. Им очень хочется думать, что тут работают люди, которые видят. Но в большинстве случаев, люди, конечно, очаровываются, восхищаются нашей работой. Многие вопросы начинают задавать: «А как вы тут ходите? А как вы шаги считаете?». Я обычно говорю: «О, ребята, если бы я шаги считала, вы бы тут уже без горячего сидели по часа три». То есть каждый раз приходится балансировать и немножечко разряжать обстановку, шутить.
Расскажите, а сколько посетителей заходит в темный зал за сеанс? Со сколькими людьми Вам приходится работать?
Например, семь столиков на одного официанта – это ещё очень благоприятная картина. Я одна могу 30 человек обслужить за полтора часа.
Удивительно. Я, если честно, не представляю, как в светлом ресторане, где официанту не нужно объяснять посетителям, как взаимодействовать и с едой, и с какими-то предметами интерьера, успевать одновременно обслуживать столько человек. А в темноте как?
Это, знаете, не расскажешь словами. Это уже опыт, шустрость, плюс навыки. Ты просто подключаешься и всё. Я такой человек, я люблю, когда мне задачки задают такие интересные, неожиданные. А ещё надо успеть, пока там 30 человек сидят, поболтать с коллегами, с барменом посмеяться, уборщицу подбодрить, потому что она тоже устала.
Татьяна, я задам Вам завершающий вопрос. Как Вы можете обозначить миссию «Музея Темноты» и ресторана «В Темноте»?
Лично для меня – это создать такие интересные условия, чтобы человек вышел из темноты уже другим. Чтобы ему было интересно, вкусно. Чтобы он понял, что не видеть – это тоже круто. Я своим посетителям что в музее, что в ресторане, говорю так: «Я желаю, чтобы вы видели этот мир всеми органами ваших чувств, всеми фибрами вашей души».
Софья Жовнир