Помощь тем, кому это необходимо…
30 Июль 2024Опыт педагогов-волонтеров, которые занимаются репетиторством на безвозмездной основе в рамках всероссийского образовательного проекта «Педагоги-волонтеры»
Фото из архива проекта
«Я хочу помочь детям получить хорошее образование!» — с этих слов начинается волонтерство в сфере наставничества. И правда, можно ли стать хорошим учителем (даже не педагогом-волонтером), если главная цель — не желание научить и поделиться опытом? Конечно же нет!
Настоящий учитель — это человек, не только обладающий знаниями по предмету и получивший педагогическое образование, но и готовый помогать ученикам осваивать новые навыки даже тогда, когда это дается им тяжело. А трудности бывают разные: кто-то просто не хочет учиться, и тогда к ребенку нужно найти индивидуальный подход, а кто-то… не может.
Дети-сироты и ребята из малообеспеченных семей, а также дети-беженцы — у этих категорий меньше всего возможностей получить качественное образование. К счастью, в последние несколько лет появляются организации, которые помогают таким ребятам учиться: это благотворительные фонды и образовательные проекты, организовывающие уроки бесплатно.
Один из таких проектов — движение «Педагоги-волонтеры». Оно было создано в 2020 году на базе некоммерческой организации «Профи-центр» (штаб-квартира в Ульяновске).
На данный момент участниками движения являются более тысячи человек из большинства регионов России и 17 стран мира. Это профессиональные педагоги–репетиторы, которые хотят сделать доброе дело, посвящают личное время на занятия с теми, кто по разным причинам не в состоянии оплатить дополнительные уроки.
Волонтеры проводят бесплатные онлайн-занятия по школьным предметам для детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из малообеспеченных семей и проходящих длительное лечение в больнице.
Наша редакция пообщалась с активистами движения о том, что означает для них волонтерство в сфере образования и какую миссию они видят в своей работе:
- Татьяной Щукой, преподавателем по обществознанию;
- Ириной Кусковой, преподавателем по истории и обществознанию, лауреатом общественной премии «Крылья надежды» международного движения «Педагоги-волонтеры» в номинации «Волонтерство – как призвание»;
- Татьяной Кузнецовой, преподавателем по математике, лауреатом общественной премии «Крылья Надежды» международного движения «Педагоги-волонтеры» в номинации «Опыт и наставничество в помощи детям в трудной жизненной ситуации»
Что означает работа педагогом–волонтером лично для Вас?
Татьяна Щука: Для меня это возможность передавать знания и быть полезной тем, кто действительно нуждается во мне и в получении образования. Я рада помогать тем, чем могу, и способствовать достижению учениками своих целей.
Ирина Кускова: Для меня быть педагогом-волонтером — это одна из возможностей самореализации и способ делиться своими знаниями и умениями с теми, кому это нужно.
Татьяна Кузнецова: Для меня быть педагогом-волонтером — это самоуважение. Есть чем похвастаться перед родными и близкими — гордо говорить: «Я – ВОЛОНТЕР!»
Мне очень нравится быть причастной к движению волонтеров общественной организации «Профи-центр»: здесь проводится огромная работа с детскими домами и с нами, волонтерами. Восхищаюсь!
Как Вы пришли к тому, чтобы подать заявку на участие в «Педагогах-волонтерах»?
Татьяна Щука: Я занимаюсь частным репетиторством, готовлю учеников к экзаменам в 9 и 11 классе, и мне захотелось попытаться соединить мою работу с помощью людям, стать более полезной и использовать свою деятельность во благо общества. Мне нравится преподавать, хочется в этом развиваться, и мысли о том, что я могу этим помочь тем, кто наиболее нуждается в знаниях, не оставили сомнений в стремлении стать педагогом-волонтером.
«Педагоги-волонтеры» — первый проект подобного формата, который я обнаружила, и сразу решила подать заявку именно на него.
Ирина Кускова: В 2020 году решила вернуться в систему образования (по профессии я учитель истории и обществознания). В процессе поиска вариантов работы увидела публикацию общественной организации «Профи-центр» на одном из сайтов, откликнулась и вот уже четвёртый год работаю с детьми педагогом-волонтером.
Татьяна Кузнецова: Задумалась о работе репетитора, когда появилось свободное время — на пенсии. Посещала различные вебинары, слушала блогеров, занималась с детьми родных и знакомых. Обычно репетиторы требуют уважения к себе и соответствующей оплаты, а у меня было так — занималась за банку кофе. В какой-то момент я поняла, что проблемы с математикой возникают у детей из-за проблем народного образования: на уроках в школе у учителя нет ни сил, ни возможности достучаться до каждого ученика. В этом никто не виноват. И когда я узнала о «Профи-центре», то поняла, что такой формат мне ближе.
Какую миссию Вы видите в благотворительных образовательных проектах?
Татьяна Щука: Сделать образование более доступным и распространять знания среди всех заинтересованных, помогать достигать своих целей.
Ирина Кускова: Все великое проявляется в малом. Любой проект реализуется через людей и для людей. С одной стороны – дети, у которых в силу разных причин нет возможности получать полноценное образование, необходимое для развития. С другой стороны – учителя, способные дать нужные ребенку знания по профильному предмету.
Благотворительность — это создание Блага и Пользы. Их получают и дети, и учителя. Благотворительные образовательные проекты делают образование доступным для незащищенных слоев населения, а главное, они объединяют неравнодушных людей: тех, кому небезразлично будущее наших детей и нашей страны.
Татьяна Кузнецова: Я для себя поняла, что попытаюсь создать для детей равные образовательные возможности, ведь у кого-то есть поддержка родителей и возможность заниматься с репетитором, а у кого-то нет.
Расскажите о процессе работы и об особенностях обучения ребят в рамках образовательного проекта педагогов–волонтеров
Татьяна Щука: В настоящее время я готовлю учениц к экзаменам по обществознанию в 9 классе и в 11 классе. Мы изучаем темы, решаем задания, а ученицы на моей платформе выполняют домашние задания, чтобы закрепить материал.
Ирина Кускова: На уроках использую презентации, что делает занятие более увлекательным. Домашние задания, повторения, новый материал – все как на обычных уроках в школе, но есть возможность более свободной подачи материала. Индивидуальная работа помогает уделять ученику больше внимания и учитывать особенности его восприятия.
Есть небольшие особенности при работе с детьми из учреждений: у них меньше социального опыта. Приходится объяснять простые житейские вещи. Также очень много зависит и от заинтересованности наставников учреждений в сотрудничестве с волонтерами.
Татьяна Кузнецова: Дети из обычных школ в большинстве своем более нацелены на дополнительные занятия, и уже к периоду подготовки к ОГЭ начинают серьезнее заниматься, систематизировать свои знания. Здесь таких детей меньше: большинству нужно помогать и мотивировать их.
Как изменилась Ваша жизнь после наставничества в движении?
Татьяна Щука: Я получила больше знаний и опыта как преподаватель.
Ирина Кускова: У меня получилось вернуться в профессию таким необычным способом как волонтерство. Также я освоила работу на компьютере.
Татьяна Кузнецова: Повысился уровень моей ответственности. Также сейчас я стараюсь следить за новинками и применять их в работе по мере возможности.
Каких результатов Вы достигли с учениками проекта?
Татьяна Щука: Я преподаю лишь второй год, поэтому конкретных результатов по экзаменам пока что нет, но мы смогли повысить уровень знаний ученицы по предмету.
Ирина Кускова: В рамках проекта занималась с ученицами девятого класса из Ульяновска и Бурятии. Девчонки сдали ОГЭ на «4», чему были очень рады и приятно удивлены. Обе признались мне, что до наших занятий даже не брали учебники в руки.
Интересными были занятия с молодым человеком из Ульяновской школы два года назад. Приходилось отвечать на довольно каверзные вопросы, в том числе и по современной тематике. Способный юноша, но нужно было систематизировать информацию. Благодаря нашим занятиям юный максималист сдал экзамен на «4» и остался доволен результатом.
Татьяна Кузнецова: Про результаты педагогического труда всегда говорить сложно, потому что их трудно отследить. Если мне ученик говорит, что после наших занятий он написал работу на «3», то для нас это уже достижение! Одна ученица после наших с ней занятий даже стала мечтать о «4».
Что бы Вы посоветовали учителям, которые хотят стать наставниками в благотворительных образовательных проектах?
Татьяна Щука: Не бойтесь начинать преподавать и старайтесь учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, так как процесс обучения может отличаться от обычного вашего урока. Эти особенности проявляются в некотором отличии поведения учеников. Кто-то может быть более закрытым, не готовым идти на контакт, а в некоторых ситуациях может быть изначально определен низкий уровень знаний ученика в предмете, что требует дополнительной подготовки и терпения в обучении. Но я уверена, что каждый — профессионал своего дела, и каждый сможет дать знания и помочь ученикам. Просто старайтесь быть более терпеливыми и открытыми!
Ирина Кускова: Нужно всегда быть искренним и заинтересованным в том, что делаешь, дети это очень чувствуют. Все остальное придет со временем!
Татьяна Кузнецова: Рассказывать знакомым о своем деле. Например, я говорю коллегам, что я волонтер, и всем очень интересно узнать об этом побольше.
Итак, цель педагога-волонтера понятна: помогать ребятам, которые хотят учиться, и делать образование для них более качественным и доступным. Но что же нужно, чтобы достичь этой цели и стать наставником, например, в «Педагогах-волонтерах»?
- Подать заявку
- Заполнить анкету-резюме на сайте и дождаться смс с подтверждением, что анкета получена
- Пройти собеседование
- (Возможно) пройти тест на уровень знаний по предмету
- Начать работу. Проводить уроки очно в «Профи-центре» в Ульяновске или дистанционно в онлайн школе образовательного движения
Для того, чтобы помогать в обучении тем, кому это необходимо, не нужно много времени. Даже один урок в неделю — это большой вклад в общее дело. Давайте расширять образовательные возможности вместе!