Личный энтузиазм и собственные вложения. История запуска проекта «Кот Ученый»

30 Июль 2024

Советы для тех, кто хочет запустить свой благотворительный образовательный проект

Личный энтузиазм и собственные вложения. История запуска проекта «Кот Ученый»

Фото из личного архива Анастасии

Как думаете, сможете ли вы кого-то чему-то научить? Этот вопрос вполне можно посчитать риторическим. С одной стороны, все гораздо проще, чем кажется: у каждого из нас есть знания и умения, которыми мы могли бы поделиться, – необходимо только желание это сделать. Но с другой стороны, все в той же степени сложнее – чтобы обучать кого-то, нужны специальные навыки и проработанная программа. У вас все это уже есть? Отлично, тогда можно задуматься о следующем шаге – разработке и реализации собственного образовательного проекта!

На первый взгляд может показаться, что запуск проекта – дело очень масштабное и сложное. Но это не всегда так. На самом деле проект иногда не требует даже больших финансовых вложений: о таких ситуациях мы сейчас и поговорим.

Наша редакция пообщалась с организатором благотворительного образовательного проекта «Кот Ученый» – Анастасией Владимировной Беляниной. Она поделилась тем, как запускала свой проект, с какими трудностями сталкивалась в процессе реализации и как преодолевала их.

О зарождении идеи:

В 2010 году я работала вожатой в лагере, это была моя третья целина (прим. ред.третий трудовой семестр). Я уже была старшей вожатой и руководителем педагогического отряда от города Оренбурга. Четыре смены подряд, было тяжело. Вожатые отрабатывали по две-три смены и уезжали, дети отдыхали по одной смене. Так в течение лета сменилось много лиц. Но вместе со мной, четыре смены подряд в одном лагере, были дети из детских домов. Они никуда не уезжали, и грубо говоря «от звонка до звонка» были там. За лето мы подружились, и во время общения я узнавала много нового об их жизни в детских домах: как они живут и что делают. Именно тогда появилась идея проекта – она постепенно зрела в голове, как маленькое зернышко. Когда целина закончилась, я поняла, что надо что-то делать. И вот так потихоньку начал рождаться проект. Рождаться не на бумаге, как это сейчас в основном принято (хотя, конечно, есть и исключения), а в работе. Это ощущалось, как взять что-то неисследованное и необработанное и трудиться над ним, чтобы в итоге получить настоящий «драгоценный камень».

Основной целью было дать ребятам то, что поможет им после выхода из детского дома. Год за годом эта цель оттачивалась, претерпевала изменения, обрастала опытом и в итоге сформировалась в то, чем сейчас занимается проект.

Хочу отметить одну важную мысль: проект – это не один человек. Проект – это команда. Все, что создается в проекте, создается в команде. Руководитель проекта играет важную роль в общей работе и многое зависит от грамотного подхода членов самой команды, но не стоит забывать, что проектная работа – это не только работа команды, это работа с людьми и за ее пределами.

О необходимых вложениях:

Как я уже сказала, основной ресурс любого проекта – люди. Их знания, опыт, навыки, связи. Если приложить ко всему этому грамотное руководство проектом, то многое можно сделать без больших денежных вложений: мы начали этот проект студентами, и денег у нас не было. Но зато у нас было огромное желание менять мир к лучшему, а это хороший стимул, чтобы что-то создавать.

На самом начальном этапе руководствовались только личным желанием. Тогда системы поддержки, которая есть у современного волонтерства как таковой не было. Если появлялась какая-то идея, то ее реализовывали практически интуитивно: взаимодействия между активистами на тот момент было еще не налажено на должном уровне. . Поэтому не могу сказать, что кто-то наставлял и помогал. И сейчас, во многом благодаря тому, что в мое время у меня не было наставника, я сама активно стараюсь выступать в этой роли для тех, кто обращается за помощью. Если вижу, что есть ребята, которые горят какими-то идеями, проектами, то говорю: «Я рядом. Если нужна помощь, я готова стать вашим наставником, давайте поработаем». Потому что иногда, посматривая, не побоюсь этого слова, с высоты своего опыта, понимаешь: «А вот если бы я это знала раньше, то сделала бы вот так». Однако, даже несмотря на то, что отсутствовал наставник, меня всегда окружали очень добрые, отзывчивые и неравнодушные люди. Не было никогда такого, чтобы я оставалась совсем одна.

А вот финансирования в чистом виде – чтобы кто-то пришел и дал деньги – не было. Если нам нужны были средства, доставали сами. Например, все объекты, с которыми мы работали, находились за пределами города, и туда надо было ездить. А нас человек 15-20. Что мы делали? Договаривались с водителем, который возил местных жителей, – узнавали, сколько будет это стоить. И в наших силах было скинуться по 100-200 рублей, чтобы доехать: мы сразу предупреждали всех, что нужно будет собрать деньги. Следующий момент – это мастер-классы. Здесь также была история «Поскреби»: «Нам нужна цветная бумага, ножницы… Кто что может принести?» Очень большое преимущество было в том, что мы не были просто студентами из одного вуза – это были разные учебные заведения – нас объединяло то, что мы были бойцами студенческих педагогических отрядов. Студенческие отряды – это семья, поэтому всегда были те, кто мог помочь. Когда мне пришла идея начать работать с детьми из детских домов, именно ребята из студенческих отрядов поддержали ее и стали моей командой: сердцем, головой, руками и ногами проекта. И до сих пор проект реализуется именно бойцами студенческих отрядов, что меня очень радует.

Момент финансирования пришел, когда проект взял первый грант, но это случилось спустя 8-10 лет после начала. Мы тогда почувствовали наслаждение от того, как проект работает с деньгами. Это очень круто, слушайте, это очень приятно! Сразу открылось множество возможностей для более крутых мастер-классов. Это был бальзам на душу. Нам очень понравилось! Одно могу сказать точно: с финансированием реализовывать проекты интереснее, так как открывается больше возможностей, поэтому гранты – отличное решение для масштабирования. Но на начальном этапе можно и, как по мне, даже нужно обходиться без финансирования – так вы получите множество уроков взаимодействия с людьми и научитесь делать все буквально из ничего: до гранта мы долго работали на собственном энтузиазме и личных вложениях. В какой-то момент некоторые из нас закончили университет и начали работать, но продолжили поддерживать проект на расстоянии, помогали финансово. Но финансово не в плане: «Я сейчас вас проспонсирую», а закупкой материалов для мастер-классов, например.

Наученные горьким опытом, мы никогда не собирали деньги: если кто-то хотел помочь, то помогал предметно: какие-то канцтовары, еще что-то. Единственное, что мы делали для того, чтобы оплачивать нашу деятельность, – это зарабатывали с помощью аукционов. Каждый из бойцов придумывал свой лот, который мог выставить, и продавал его. Лоты доходили до смешного: «Я сварю кастрюлю борща», «Я отдам вещи и книжки»... Но все продавалось, и мы таким образом, получали небольшие, но весомые для нас на тот момент суммы.



Серьги-бабочки – пример лота с аукциона; фото из личного архива Анастасии

О трудностях:

Их было великое множество: начиная с общественного порицания вроде слов: «зачем тебе это надо», и заканчивая довольно грубыми фразами: «да она себе на трусы собирает». Было много моментов, когда отчаяние охватывало настолько, что хотелось все бросить. Помню, в начале работы проекта с нами произошел такой случай. Мне позвонили и обратились за помощью, рассказав, что столкнулись с проблемой – поступили дети (не детский дом), многих из которых собрали так, что с собой не было даже зубных щеток и прочих предметов личной гигиены, а некоторые дети – и вовсе с одним комплектом нижнего белья на весь учебный год…. Мы не могли остаться равнодушными и решили им помочь: пустили волну сбора внутри своего круга – тех неравнодушных ребят и волонтеров, которые всем этим занимаются – чтобы собрать кое-какие бытовые предметы, вроде расчесок и мыла. И вот одна из особ (даже спустя столько лет только так могу ее называть), не спросив разрешения, скопировала сообщение для внутреннего круга и выложила в группу в социальной сети со ссылкой на мою страницу. Я об этом узнала только после того, как кто-то из друзей скинул мне этот пост. Под ним уже было 100-150 комментариев «очень доброжелательных людей», которые обвинили меня во всех возможных грехах, вроде: «себе на трусы собираешь» и т.д. Если честно, я наверно никогда в жизни столько негатива в свой адрес не получала, как тогда. Это было тяжело и максимально неприятно. Будучи на тот момент обычной студенткой, я очень хотела все бросить, подумала: «Столько времени на все это трачу, каждые выходные езжу в детские дома, собираю команды, придумываю мероприятия, а меня обвиняют в том, что я обманщица, мошенница…». Меня охватило отчаяние.

Это было как раз накануне воскресной поездки в один из детских домов. Я еду и все это читаю, а мне звонят, спрашивают: «Что там у тебя? Как ты? Что происходит?». А я отвечаю: «Все, это конец, это будет моя последняя поездка. Я больше никуда не поеду и ничем заниматься не буду. Все, не хочу, надоело!». В таких мыслях я доехала. Помню заснеженный город , когда мы вышли раньше времени и шли по ухабам, пробирались сквозь сугробы. А когда зашли в сам детский дом, наступил переломный для меня момент. Пока мы переодевались, прибежали ребята и закричали: «О, привет, как классно, что вы приехали! Здорово!». Эти улыбки, этот смех, эта искренняя радость от того, что мы приехали – все это перечеркнуло тот негатив, который дали люди в социальной сети. Я тогда осознала: «И не через такое проходили, люди всегда будут негативить, а дело на месте не стоит, и вот он результат – в этих улыбках, в том, что к тебе подходит ребенок и говорит: «А я решила не уходить после девятого (хотя это самая распространенная практика у ребят из детского дома раньше была), пойду в десятый и хочу поступать в институт». И ты думаешь: «Вот оно! Ради этого стоит выдержать любую критику!».


Фото из личного архива Анастасии

Кстати, совершенно неважно, какой город посещаешь: это без разницы. Каждый раз, когда мы с командой приезжали к ребятам, реакция везде была одна и та же, потому что дети везде дети. Неважно, сколько им лет и с какими они особенностями. Эффект, который дают ребята в работе с ними, не имеет географии.

Об опыте наставничества:

Не могу конкретно вспомнить какую-то определенную историю. На протяжении всего времени было много ситуаций, которые становились жизненными уроками. Свой путь я начала в рядах студенческих отрядов и росла там: новичок отряда, командир отряда, затем штаб студенческих отрядов, где вела школу вожатского мастерства и занималась с вожатыми своего региона. Когда закончилось студенчество, я перешла в правление студенческих отрядов, где нахожусь до сих пор. И соответственно для меня история из разряда наставничества – моя вторая сущность. По профессии я преподаватель, а значит, наставник. Сейчас я занимаюсь с ребятами молодежной политикой в своем институте, и для меня поддержка, наставление и помощь – это моя жизнь. Я получаю от этого невероятное удовольствие: мне очень нравится то, что я делаю. Особенно когда это касается реализации каких-то идей, которые могут принести пользу. Поэтому, к сожалению, а может, и к счастью, выделить что–то конкретное я точно не смогу!

Помимо вдохновляющей истории Анастасия поделилась советами, которые помогут вам в запуске и реализации ваших собственных благотворительных образовательных проектов:

Людям, которые начинают заниматься любой социальной деятельностью, а особенно работой с людьми, я искренне хочу пожелать набраться терпения. Когда мы работаем с людьми, нет результатов «по хлопку». Например, когда чистишь снег, то выполняешь какой-то объем работы и понимаешь: «Вот оно, чисто», а в социальном направлении таких быстрых результатов нет. К этому нужно быть готовым. Сейчас, в век «быстрых хлопков» – хочется сразу получить результат. Но здесь так не бывает: нужно потрудиться, реально вложиться, тогда будет эффект. Учитывая специфику образовательного проекта, тут вообще очень долгосрочная история с получением результата. Но маленькие шажки всегда есть, и главное – их отслеживать, чтобы не выгореть эмоционально.

Второй важный момент – не ждите благодарности. Во многом это поможет сохранить психическое здоровье и здоровое отношение к тому, что вы делаете. Я сталкивалась с очень многими ребятами, которые реально вкладывались, а в какой-то момент начинали буквально рыдать: «Что им, сложно даже спасибо сказать?! Я столько времени вложил, просто «спасибо», мне больше ничего не надо…». Им сложно? Им сложно! Мы привыкли судить людей по себе, но нужно понять, что далеко не каждый умеет быть благодарным. Поэтому когда вы пробуете себя в социальной сфере нужно быть готовым, что никто спасибо не скажет. Нужно задать себе вопрос: «Для чего я этим занимаюсь?». Если ради благодарности, то могу точно сказать, что вы не по адресу.

Постарайтесь, чтобы рядом с вами был человек или группа людей, которые смогут поддержать вас морально. Работать с людьми в принципе не легко, а когда вы работаете с социальной категорией, то это двойная, а то и тройная нагрузка на состояние. Здесь очень важно, чтобы в нужный момент было кого обнять, кому выплакаться и кто может просто выслушать.

Если ты не справляешься, то нужно иметь смелость признаться себе в этом, не нужно насиловать себя. В такие моменты нужно понимать, что вредишь не только себе, но и тем, с кем работаешь. Просто признайся, что не готов. Это нормально, что кто-то что-то сделать не может, не справляется – самое главное вовремя осознать, остановиться и не нанести вред. В какой-то момент я призналась себе, что не могу работать с малышами – у меня просто сердце не выдерживает. И так же с определенной категорий особенных детей – просто находиться рядом и быть им поддержкой я не смогла. Есть то, что я могу делать и то, что не могу и это нормально. Также и вы можете спокойно определять свои возможности для себя сами.


Фото из личного архива Анастасии


В начале работы проекта внимательно изучите свою целевую аудиторию, не разбрасывайтесь. Образование – дело тонкое, и к каждой категории требуется свой особенный подход, если вы реально хотите достичь результата.

Постоянно занимайтесь самообразованием. Изучайте, узнавайте новое, будьте любознательны. Обращайтесь к опыту прошлого, смотрите в будущее и живите настоящим! Это хороший совет абсолютно для любого человека, потому что не зря говорят, что движение – это жизнь. Как только ты остановился, все – конец. Можно замедлиться, осмотреться, проанализировать, что и как ты делаешь, но не останавливаться. Когда ты работаешь с людьми это постоянный процесс взаимного образования – вы всегда друг друга чему-то учите. Как организатор образовательного проекта вы должны быть колодцем, из которого можно что–то почерпнуть. Вы – постоянно пример для подражания, особенно для детей. Есть очень хорошая присказка, я ее очень люблю и часто применяю в работе: «Дети смотрят – дети делают». Можете говорить все, что угодно, но дети смотрят глазами и повторяют за вами. Особенно если вы запали ребенку в душу и стали для него авторитетом. В этот момент очень важно задуматься над тем, что вы можете дать, что в вас есть, чем вы можете поделиться, какой у вас уровень развития. Правда, очень важны моменты личностного развития для этой работы. И необходимо оценивать уровень знаний, работая в каком-либо проекте: на начальном этапе, когда идешь чисто по интуиции, можно не допустить многих ошибок, если есть знания. Это кстати еще и вопрос наставничества. Даже если вокруг вас нет подходящей кандидатуры на эту роль – ищите. Используйте социальные сети, участвуйте в форумах, проявляйте себя в сообществах. Не обязательно хватать первого встречного, у которого стоит пять звезд в профиле. Присмотритесь: каждому свое.

Помните: в мире много добрых людей, несмотря ни на что и вопреки всему. Ваша задача – трудиться над своим проектом и достигать результата. Но также ваша задача – уметь показать его. Не бойтесь обращаться за помощью, главное чтобы ваши запросы были четко сформулированы и обоснованы. Тогда обязательно найдутся те, кто захочет помочь!

Екатерина Кувшинова