ШКОЛА БУДУЩЕГО: РАДОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕННОЙ МЕЧТЫ. ВЗГЛЯД ДЕВЕЛОПЕРОВ. ЧАСТЬ I
02 Декабрь 202424 октября 2024 года Московский Международный Салон образования (ММСО) провел конференцию «Как современное образование влияет на качество и стиль жизни: новая роль девелоперских компаний». Конференция открылась экспертной сессией «Девелопер как визионер: от проектирования образовательной инфраструктуры до формирования образа жизни»
Фото из личного архива Юрия Пахомова
Кто такие девелоперы. Поскольку это слово звучит в широких аудиториях не так уж часто, обратимся за справкой к сервису Яндекс.Нейро.
Девелопер — это профессионал или компания, занимающаяся разработкой, финансированием, строительством и реализацией проектов недвижимости. Основные задачи девелопера:
-
Поиск и приобретение земли.
-
Разработка проекта в сотрудничестве с архитекторами, инженерами и городскими планировщиками.
-
Привлечение финансирования для реализации проекта, включая как собственный капитал компании, так и банковские кредиты, государственные программы поддержки или внешние инвестиции.
-
Оформление разрешительной документации.
-
Управление строительством: выбор строительных компаний, координация их работы, контроль качества, сроков и бюджетов строительства.
-
Маркетинг и продажа объектов.
***
Итак, конференция МССО.
Максим Казарановский, модератор сессии, руководитель экспертного совета «Лидеры изменений», один из идеологов ММСО:
Сегодня в систему образования проникает понимание, что рынок труда меняется и будет меняться еще быстрее. Одни профессии исчезают, другие меняют свой облик. Появляются новые профессии. Это происходит и будет происходить в результате изменений в обществе под действием технологических, демографических и многих других факторов. В том числе и результате реализации национальных проектов, которые будут запускаться в ближайшие 5-10 лет.
В ответ на вызовы современности государство предлагает некоторые инициативы, принципы и требования, направленные на повышение качества образования. И все они начинаются со слова «единый». На мой взгляд, эти единые основания образуют фундамент, на котором должна строиться современная школа. Но фундамент – это еще не вся постройка. Наши выдающиеся школы, слава о которых гремит по стране, все разные и непохожие. Но при этом все они отвечают требованиям ФГОС. А это означает, что поверх базовых общегосударственных принципов существуют более тонкие настройки. Все то, что образует вариативную часть школьного образования. Все, что создает неповторимое лицо каждой школы.
В таких тонких настройках сегодня принимают участие разные игроки и силы, заинтересованные в высоком качестве образования. В каждом конкретном случае эти настройки и, соответственно, качество образования, зависят и от того, насколько глубоко погружаются разные игроки в проблематику образования, и от того, в какой мере они способны говорить друг с другом на одном языке, совместно работать для достижения общей цели.
Кто они, эти игроки, заказчики на качественное образование в России? Это и представители экономики будущего в лице работодателей, и родители учеников, и педагогические коллективы. Опыт последних лет показывает: девелоперы – те, кто строит новые жилые комплексы вместе со всей социальной инфраструктурой – тоже могут стать и заказчиками нового образования, и участниками в его создании. Сегодня мы услышим много потрясающих историй. Но пока это скорее единичные случаи. Задача нашей конференции – обсудить участие девелоперов в развитии российского образования с разных точек зрения, взглянуть на опыт первопроходцев глазами разных экспертов. И ответить на вопрос: есть ли будущее у этого тренда? Может ли стать массовой и повсеместной практика участия девелоперов в создании школ будущего?
Елена Булин-Соколова, доктор педагогических наук, руководитель образовательного бюро «Лернити» группы компаний «А101» назвала свое выступление «Информальное образование в районах А101».
А101 – крупный девелопер, который застраивает огромные территории Новой Москвы и не только. С 2011 по 2014 годы нами сдано более 4 млн квадратных метров жилья, и на сегодня компания располагает огромным банком земель для застроек в Новой Москве. Наша амбиция – строить не отдельные жилые комплексы, а целые города! Что такое город? Мы возводим магазины, химчистки, аптеки, детские сады, школы. У нас богатая школьная инфраструктура, роскошные спортивные сооружения, на наши театральные площадки не стыдно приглашать самые известные театры Москвы. Но город – это не только квартиры и городская инфраструктура: прежде всего это люди и качество их человеческих отношений, их общения, их жизни. Город в нашем понимании – это сообщество людей, которые хорошо знакомы друг с другом, которым нравится проводить вместе свой досуг. Мы создаем городскую среду для полнокровной счастливой жизни. Чтобы город наполнялся этой счастливой жизнью, необходимо развивать социальную среду. Для этого А101 создал дочернюю компанию «Лернити», которую я возглавляю. «Лернити» – это про образование, про насыщение города образовательными активностями: мы занимаемся образованием, культурой, спортом, развитием добрососедских связей. Создавая образовательную среду, мы изучаем запросы людей. И стараемся создавать пространства и среды на основе запросов всех сегментов целевой аудитории.
Что касается школ – их строят все девелоперы, сдающие большие объемы жилья. Для кого-то это дополнительное обременение. Для нас же – счастье! Это лучшие наши объекты, которыми мы гордимся, которые конкурируют с лучшими западными образцами и превосходят их. В каждой из наших трех огромных школ идет интенсивная образовательная жизнь. Сейчас мы строим в Прокшино четвертую – здание школы №109 для Евгения Александровича Ямбурга. Когда в новых зданиях открываются школы, они объявляют в сентябре набор на кружки и курсы дополнительного образования. У каждой школы их бывает больше тысячи. И в течение нескольких часов на портале Госуслуг на эти кружки и курсы уже заканчивается запись.
Школы могут многое, но не все. Часто мы видим зазор между тем, что может предложить школа, и тем образованием, которое позволило бы детям быть успешными в современном мире. Этот зазор мы и пытаемся закрыть, привлекая бизнесы, способные организовать недостающие занятия, кружки, курсы, проекты. Бывает и так, что не удается найти партнеров, способных организовать программы, которыми мы бы гордились и по которым люди хотели бы учиться сами и учить своих детей. Тогда мы создаем эти программы сами и разворачиваем дополнительное образование в тех пространствах, которые строим. Проводим каникулярные программы. Организуем проектную работу детей – например, по изготовлению мебели. Все-таки детскими проектами школа занимается не так много, как хотелось бы. Школе с ее громоздкой организационной механикой сложно: проект – это не курс, где заранее известно, что будет на 1-м, 2-м или 5-м занятии. Проект – это когда приходят дети, и у них возникает замысел: что они хотели бы сделать за отведенное время.
Мы запускаем пятидневные программы для детей от 5 до 8 лет. В одном дворе дети захотели построить настоящий парк аттракционов. И за эти 5 дней они, при поддержке мастера, создали конструкции из дерева. Спроектировали, изготовили, апробировали и установили у себя во дворе. И весь двор прибегал кататься на американских горках и участвовать в водных аттракционах. А уж чему за эти дни научились дети – про это нужно рассказывать на конференциях, посвященных педагогике.
Для нас образование – это не только школы и не только то, что происходит в организациях, выдающих аттестаты и дипломы. Это любые ситуации, в которых мы обретаем новые навыки, новый взгляд на вещи, новый жизненный опыт. В частности, люди могут учиться друг у друга. Это называется информальным образованием, и оно очень популярно во всем мире. Информальное образование происходит в любых ситуациях и событиях, которые люди создают друг для друга, реализуя совместно замыслы друг друга, получая поддержку друг от друга и учась друг у друга. Исследования показали: такое обучение – самое эффективное, поскольку предполагает высокомотивированных участников. Людям нужны другие люди, которые разделяют их замыслы и умеют делать то, чего недостает для осуществления замысла. И нужны пространства, в которых можно собираться и делать что-то сообща. Мы создаем такие пространства на первых этажах жилых домов. Там собираются люди, которые, например, любят делать что-то своими руками. Мы называем это открытыми мастерскими.
Пространства другого типа – семейные центры, в которых для проведения досуга и решения бытовых проблем кооперируются семьи. У жителей появился запрос на обучение тому, как быть хорошим родителем – и мы открыли родительскую школу. Там проводятся не только лекции и тренинги, но и детско-родительские программы. На них родители могут приходить с детьми и вместе участвовать в инженерных хакатонах, открытых мастерских, проектных занятиях. А после занятий психологи проводят с родителями рефлексию и объясняют, как давать ребенку обратную связь, как его поддерживать, как конструктивно взаимодействовать с ним и сохранять отношения даже в подростковом возрасте.
Государство не поддерживает идею создания яслей, поэтому в Москве довольно проблематично проводить время с детьми до 3-х лет. Мы пытаемся разобраться, что нужно детям от нуля до трех лет и как их развивать. Создаем пространства, в которых могут начать свою жизнь общественные ясли – такие места, где одна мама может присматривать не только за своими тремя детьми, но и за парой детей ее соседей.
Также мы создаем игровые пространства, где интересно играть и проводить время детям разных возрастов. Детские площадки – это хорошо, но недостаточно! Мы объясняем родителям, что такое игра, чем она полезна и как ее организовать. Развиваем дворовые игры. Это наш большой проект. В нем участвуют подростки, которых мы нанимаем на работу, учим психологии и педагогике игры, учим играть и учим учить играть младших детей. Десятки подростков пришли в проект в этом году.
Мы создаем оборудование, на котором развиваем свободные игры – на площади, во дворе, в междворовом пространстве. Игры с водой, с песком, с большими конструкциями. Один из форматов – «Стройплощадка». Начинали с того, что собрали с реальных стройплощадок стремянки, ведерки, бочки, бруски. Немного привели в порядок. А сейчас производим специальные комплекты для свободных игр в стройку, в которых дети экспериментируют, исследуют, учатся делать что-то сообща. Проводим специальные игровые сессии, на которые можно записаться. Родители приводят детей на час, и мы в это время объясняем им, какая польза ребятам от таких занятий.
Запуская дворовые игры, создавая открытые мастерские, мы стремимся научить детей быть активными в физическом пространстве и делать что-то руками, а не только жить в виртуальном мире. У нас есть мастерские по электронике, по программированию, есть мастерские-ателье.
Одно из направлений нашей образовательной работы – профориентация. Мы не хотим, чтобы жители, молодежь уезжали с наших территорий. Запускаем детско-родительские форматы профориентации, карьерные консультации, визиты и экскурсии школьников к местным работодателям, стажировки. В А101 мы сотрудничаем в этой сфере с колледжем «26 кадр». Департамент образования выделил финансирование на то, чтобы 100 подростков прошли профподготовку на наших специально созданных стажировочных строительных площадках. Программа шла весь год и будет продолжена, сейчас мы расширяем перечень специальностей: не только электрики, сантехники или каменщики, но и дизайнеры, чертежники, маркетологи. Организуем стажировки в нашей компании и в других бизнесах, чтобы дети смогли попробовать как можно больше профессий: каково быть директором школы, или инженером, или дизайнером, или строителем.
У нас есть программа по созданию на территории рабочих мест. Наши девелоперы построили в Прокшино огромный бизнес-центр. Мы запускаем медиамаркетплейс, где соискатели и работодатели могут встретить друг друга. Своего рода hh местного масштаба.
Еще один вопрос: как сделать инклюзивной образовательную и, шире, социальную среду в нашем городе? Наши школы стараются работать с разными детьми. Например, школа №2070 принимает любых детей, в ней в одних только начальных классах более 60 детей с РАС. Эти дети приходят в наши мастерские, и мы занимаемся с ними профориентацией и профподготовкой – в кулинарных, столярных и других мастерских. Развивая партнерство с бизнесами, мы стремимся к тому, чтобы они проводили как можно больше смешанных мероприятий с нормотипичными и особенными детьми. Мы создали отдельное пространство на 1200 квадратных метров с мастерскими, залами ЛФК и игровыми площадками для детей с особенностями, передали их одной из наших школ и сейчас ждем, когда учебное заведение спланирует работу и откроет двери этого центра для особенных детей. В прошлом году открыли для таких детей группу кратковременного пребывания. Оказалось, что это очень востребовано, потому что такие дети не могут ходить в наши детские сады из-за отсутствия там специалистов. Школы обнаружили эту проблему и пришли к нам. А мы пришли к специалистам в Центр лечебной педагогики и привели этот Центр на нашу территорию. Сейчас это НКО, в котором лучшие, самые известные специалисты работают с нашими школами и детсадами и учат педагогов, как интегрировать в детские коллективы детей с особенностями.
Следующая часть материала здесь.
Юрий Пахомов
Вернуться к списку блога