ШКОЛА БУДУЩЕГО: РАДОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕННОЙ МЕЧТЫ. ВЗГЛЯД ДЕВЕЛОПЕРОВ. ЧАСТЬ III
09 Декабрь 2024Предлагаем вашему вниманию завершение рассказа о первой сессии, проведенной в рамках конференции МССО «Как современное образование влияет на качество и стиль жизни: новая роль девелоперских компаний»
Фото из личного архива Юрия Пахомова
Предыдущая часть материала здесь.
Антон Зелов, руководитель проектов АО Форум групп, девелоперской компании г. Екатеринбурга
Работая на рынке 15 лет, мы научились хорошо понимать клиентов, приобретающих жилую и коммерческую недвижимость. А с некоторых пор перенесли опыт взаимодействия с клиентами на работу с образовательной инфраструктурой. Почему девелопер занимается школами? Выйдя на большие объёмы застройки кварталов и комплексных районов, мы понимаем: продукт, который предлагается клиенту – это не только дом и двор, но и парки, улицы, детские сады, вся социальная сфера. В том числе и школа. Мы глубоко погрузились в эту новую для нас тему. Ездили в Москву, в Европу. Мы благодарны присутствующей здесь Елене Булин-Соколовой, которая помогла нам продвинуться и в понимании педагогики, и в том, за каким образованием будущее. Елена Аралова также поработала в нескольких наших проектах. Мы всегда ищем для сотрудничества профессионалов, которые зарекомендовали себя своими результатами.
Фото из личного архива Юрия Пахомова
Посмотрите на слайд – это губернаторский лицей, наш флагманский проект. Запущен в этом году и совмещает в себе и школу, и общественный центр. Первоначально идея была не столь масштабная, но по ходу реализации проект вышел на новый уровень. Нас поддержал губернатор Свердловской области Евгений Владимирович Куйвашев, и мы получили проект из нескольких блоков: саму школу, блок дополнительного образования (Центр культуры) и пешеходную аллею, к которой обращены выходы из объектов. Аллея общегородская, без ограждений. На объектах много прозрачных стен, делающих видимыми все процессы внутри. Ещё один блок – детский технопарк.
Нам важно было создать на территории объект-магнит, который стал бы центром притяжения для всех местных сообществ. Чтобы на его базе и дети, и взрослые могли бы найти для себя интересное занятие, попробовать создать совместный проект.
То есть, здание школы мы вынесли далеко за рамки обычных стандартов: появились технопарк, культурный центр, публичная районная библиотека. Мы привлекли на эту площадку различных операторов. Какую-то часть сдавали в аренду или продавали профильным бизнесам – таким, например, как частный детский сад. Предлагали максимально выгодные условия.
Фото из личного архива Юрия Пахомова
За счет богатой культурно-образовательной инфраструктуры происходила дополнительная капитализация стоимости жилья: клиент видел, как развивается инфраструктура, и понимал, что и дальше мы будем предлагать что-то похожее. Сравнивал с конкурентами и делал свой выбор. Чтобы отстраиваться от конкурентов, мы предельно глубоко заходим в тему культурно-образовательной и социальной инфраструктуры. Все проекты формируем на основе маркетинговх исследований, анализируем потребности жителей и, в зависимости от типа проекта, предлагаем решения.
Ещё один момент, важный для экономики проекта. Совместив со школой много других социальных функций, мы получили экономию и на площадях земли, и на строительных затратах. Реализовать все это через бюджетное финансирование было непросто. Люди, которые согласовывают инвестиции, мыслят обычно стандартами и шаблонами: школа на столько-то мест, такая-то площадь, аналоги такие-то, стоит столько-то. Дополнительные возможности и новые решения не приветствуются. Чтобы пробиться через это, мы много занимались продвижением и презентацией проекта. Убеждали и доказывали: район быстро развивается, большие объёмы застройки – нужен центр культурного притяжения!
Анжела Елисеева, руководитель Отдела развития образовательного продукта компании ПИК
ПИК – крупный застройщик. За 15 лет мы построили в Москве и в Троицком и Новомосковском округах 50 объектов образования. А в перспективном портфеле на ближайшие 10 лет у нас еще 133 объекта, в основном новые школы и детские сады. Заказчик на такие объекты – Департамент образования, и для нас важно, чтобы объекты отвечали его принципам и требованиям. Но вместе с тем – и запросам и потребностям родителей, детей, учителей. Только собрав воедино все эти нюансы можно понять, куда нужно двигаться и как проектировать новые здания.
Фото из личного архива Юрия Пахомова
Сейчас ПИК ставит перед собой задачу стать центром передового обучения в области высоких технологий. Хотим, привлекая к сотрудничеству сильных игроков в сфере образования, в партнерстве создавать интересные проекты и образовательные процессы для детей и взрослых.
Когда мы начинаем проектировать школу, то в первую очередь смотрим на мастер-план, на район в целом. Вот несколько базовых принципов, которыми мы руководствуемся при проектировании школ и детских садов и выборе места для стройки:
-
У нас большие по площади жилые комплексы. Поэтому школы и детские сады распределяются по району так, чтобы они были в пятиминутной доступности от любого дома, чтобы родителям и детям было удобно добираться до них.
-
Школы и сады располагаем не в гуще жилых массивов, а на центральной линии улиц – таким образом, чтобы маршруты к ним были безопасными и не пересекались с автомобильным движением.
-
Перед образовательными учреждениями мы обустраиваем Welcome-зоны и игровые пространства, где родители могут подождать детей, а дети – интересно проводить свободное время.
-
Организуем также зоны для удобной высадки и посадки для тех родителей, которым всё же приходится приезжать издалека.
-
При застройке района создаётся проницаемая для пешеходов среда с минимальным количеством заборов и изолированных территорий.
Поскольку через компанию проходит большой поток работ по проектированию и строительству зданий, нам необходимо было разработать стандарты и принципы, которые были бы сквозными для внешнего обустройства и внутренней планировки наших зданий и объектов. Принципы следующие:
-
Безопасная среда – это то, что, согласно исследованиям, является для родителей школьников критерием №1.
-
Сдержанный ненавязчивый дизайн, оставляющий много свободы для детской фантазии – у нас внутри зданий много белых поверхностей, на которых дети могли бы рисовать.
-
Гибкие многофункциональные решения: одни и те же пространства, – например, классная комната или какие-то пространства рядом со зданием – могут использоваться по-разному и не только детьми, но и взрослыми.
-
Пространства должны располагать к контактам и общению, поэтому в наших проектах много круглых столов, круговых лавочек, широких коридоров.
-
Насыщение школьного здания и прилегающих территорий возможностями для занятий спортом.
Эти единые принципы, в зависимости от конкретного здания, участка и других контекстов, преломляются очень по-разному. У нас наработана большая база конкретных проектных решений для разных случаев, и она постоянно пополняется. Не случайно в компании работает более 120 экспертов в области проектирования.
Отвечая на вопрос, поставленный в начале обсуждения, скажу так. Имея большие возможности и ресурсы, девелопер может стать влиятельным игроком на поле создания нового образования. Но для этого ему необходимо наращивать психолого-педагогическую экспертизу. Тогда он сможет создавать такие пространства, в которые с удовольствием будут приходить дети и педагоги.
Здесь есть один нюанс. Посмотрите на слайды – сейчас проекты наших зданий сильно отличаются от тех, что уже построены. Всё меняется очень быстро. Сегодня мы проектируем школу, а команда педагогов придет в неё только через 5-6 лет. Но уже сегодня мы должны думать о том, какое здание мы передадим этой команде под её запрос. Приходится всё время бежать вперед и предугадывать, что будет через 5-6 лет. Да ещё и с учетом того, что само здание строится как минимум на 50 лет, и нам нужно в том числе и туда заглянуть.
Сессию завершили выступления Ивана Илларионова, бывшего директора фонда Самолет-Образование при девелоперской группе «Самолет», и Эвелины Ишметовой, основателя Школы Девелопера.
По своему настрою они резко контрастировали с предыдущими докладами: их спичи были посвящены рискам, угрозам и подводным камням, на которые может наткнуться девелопер, пытающийся заходить на территорию образования. Была, в частности, рассказана история о том, как и почему закрылся возглавляемый Иваном Илларионовым образовательный проект «Самолётум». Оба выступления были насыщены деталям девелоперского бизнеса, которые мы здесь опустим. Отметим главное.
На сессии демонстрировались и обсуждались объекты, которые либо уже построены, либо хотя бы спроектированы. Но, как подчеркнула Эвелина Ишметова, к моменту проведения конференции ММСО 24 октября 2024 года, наступило совсем другое время и другая экономическая реальность. Ключевая ставка Центробанка подскочила до 19%, а с 25 октября, после заседания ЦБ, ожидается её новое повышение (так оно и случилось, ставка была повышена до 21%). Как следствие – повышение стоимости жилья, а главное – резкое повышение процента под ипотеку. Падение платёжеспособного спроса на новые квартиры неизбежно. С августа по октябрь спрос уже упал в некоторых регионах более, чем на 30%. Девелоперская отрасль находится в состоянии паники, а некоторые девелоперы уже остановили свои продажи. В этих условиях строительство школ – объектов для многих девелоперов непрофильных и не приносящих прибыль – более чем проблематично.
В какой-то мере развеять сгустившиеся тучи позволили цифры из выступления Ивана Илларионова. До 70% в структуре продаж девелоперов составляет ипотека. На сегодня льготная ипотека осталась только для семей, других льгот до смягчения кредитно-денежной политики ЦБ не предвидится. Но объём льготной семейной ипотеки составляет до 90% от всех ипотечных сделок! А с 2025 года стартует нацпроект «Семья», и ставка в размере 6% для семей с детьми останется неизменной до 2030 года.
Юрий Пахомов
Вернуться к списку блога