О КОРПОРАТИВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ Часть I

07 Октябрь 2024

23 мая 2004 года в столичном общественном центре «Благосфера» прошла дискуссия «Социально ответственные компании и их вклад в развитие общества». В центре дискуссии – благотворительность крупного бизнеса в России. Модератор, директор НКО «Благосфера», беседует с представителями трех крупных российских компаний с давними традициями благотворительности и социальных проектов. Часть 1

Фото из личного архива

Как выглядит корпоративная благотворительность сегодня? Зачем бизнес занимается социальными проектами? Влияет ли благотворительная деятельность и социальная активность бизнеса на поведение потребителей? Действительно ли люди хотят работать в социально ответственных компаниях? С аудиторией беседуют:

Полина Ломоносова, руководитель направления корпоративных и ESG-коммуникаций компании «Северсталь»;

Екатерина Демешко, руководитель направления «Устойчивое развитие» торговой сети «Пятёрочка»;

Екатерина Лёвшина, менеджер по устойчивому развитию компании «JTI Россия»

Модератор – директор НКО «Благосфера» Наталья Каминарская.

Ниже – репортаж с места события, дополненный в некоторых деталях информацией из открытых источников

Как появлялась корпоративная благотворительность в разных компаниях? И какие конкретно социальные задачи решаются?

Полина Ломоносова

Северсталь – компания с семидесятилетней историей, начало которой было положено созданием металлургического завода в городе Череповец. В те времена завод, как и другие градообразующие предприятия СССР, содержал значительную часть городской инфраструктуры: школы, поликлиники, детские сады. Так что традиция заботы о жителях в местах нашего присутствия досталась, можно сказать, по наследству. Форма собственности сменилась, с 1993 года Северсталь – акционерное общество без государственного участия. Но наш основной акционер Алексей Мордашов продолжал поддерживать социальные проекты. В 1999 году «Северсталь» совместно с мэрией Череповца учредило Агентство городского развития, при поддержке которого созданы тысячи новых предприятий малого и среднего бизнеса. В 2006 году основана программа «Дорога к дому» для решения проблемы социального сиротства. В рамках этого направления оказывается помощь семьям с детьми в трудной жизненной ситуации, финансируется профилактика правонарушений несовершеннолетних, выделяются средства на поддержку и развитие талантливых школьников. В 2007 году стартовала благотворительная программа «Музей Русского севера», направленная на поддержку музейного направления в северных регионах.

Нередко эти добрые дела совпадают с интересами и задачами самого бизнеса. Для того, чтобы бизнес работал и развивался, нужен постоянный приток сотрудников, нужна молодёжь. А значит нужно, чтобы из тех городов, где располагаются наши комбинаты, молодежь меньше стремилась в столицу и в крупные города, обещающие гораздо больше возможностей для обучения и карьеры. Или чтобы, уехав учиться, молодые люди возвращались на малую родину. Для этого территории присутствия наших предприятий должны быть привлекательны и комфортны для жизни. Северсталь делает многое для того, чтобы люди оставались жить, чтобы приезжали сюда жить. Есть, например, программа развития города Череповца, включающая в себя и здравоохранение, и образование, и поддержку культуры, и развитие предпринимательства. У нас есть показатели для измерения уровня комфорта жизни в городе, и по ним мы можем отслеживать плоды наших усилий.

Однако, наша социальная активность не обязательно преследует цели бизнеса в узком смысле – такие как привлечение кадров или рост капитализации компании. Прежде мы активно вкладывались в производство продукции с низким углеродным следом («зеленая сталь»), и в достижение нашими предприятиями углеродной нейтральности (значительное сокращение выбросов углекислого газа, компенсация выбросов инвестициями в проекты, обеспечивающие поглощение СО2). Тема была крайне популярна и востребована на европейских рынках, и за счет наших экологических мероприятий мы имели значительные преференции при заключении сделок. Сейчас ситуация в мире такова, что мы больше ориентированы на потребителей Азии, где нет столь выраженного запроса на экологичность. Но мы по-прежнему продолжаем вкладывать значительные средства в экологию. Теперь уже не интересах бизнеса, а в интересах планеты.

Екатерина Демешко

Торговая компания X5 Group появилась на свет не так давно. Вошедшие в нее розничные сети, в том числе «Пятерочка» – чуть постарше, он и они сравнительно молоды и ничего от СССР не унаследовали. Наша благотворительность во многом связана с масштабом бизнеса. Сегодня одна только сеть «Пятерочка» имеет 21 тысячу магазинов во всех регионах России и является крупнейшим игроком внутреннего продовольственного рынка. Наши магазины посещает больше половины населения страны. Кто, если не мы? Кто будет участвовать в решении социальных проблем и вовлекать в эту работу граждан, наших покупателей? Положение обязывает. В 2015 году «Пятерочка» запустила свой первый социальный проект «Корзина доброты», оказывая продовольственную помощь нуждающимся. За все это время в рамках проекта поддержку получили более, чем 1,3 миллиона людей, а за один только 2023 год – почти 50 тысяч семей. За «Корзиной доброты» последовали другие благотворительные инициативы. В 2024 году X5 Group учредила собственный благотворительный фонд «Выручаем», объединивший все благотворительные и социальные инициативы группы компаний. Централизация позволила сделать мероприятия более масштабными и при этом подчинить их единой стратегии, скоординировать, охватить общим информационным полем. Чтобы разные наши бизнесы могли обмениваться опытом, перенимать наиболее интересные находки, воодушевлять друг друга. При централизации упрощается управление проектами, а фонд как юридическая форма значительно расширяет легальные возможности при организации совместной работы с покупателями.

В последние годы все больше крупных российских корпораций включаются в благотворительную деятельность, растут размеры пожертвований, растет и волонтерская активность сотрудников. Пять лет назад мы небольшой группой энтузиастов разрабатывали стратегию благотворительных проектов, ходили по отделам, пытались вовлечь людей. Тогда у людей было много сомнений и вопросов. Зачем нам это? Сегодня вопросов уже нет, убеждать и доказывать не приходится: благотворительность стала само собой разумеющейся, органичной частью нашей корпоративной культуры. Тогда, пять лет назад, у нас было три социальных проекта. Сегодня их уже значительно больше.

Екатерина Лёвшина

В JTI, как и у коллег, тема благотворительности органично вошла в корпоративную культуру. Хотя само слово «благотворительность» у нас не в ходу, мы называем это «социальными инвестициями». Соглашусь с Полиной: развитие бизнеса, особенно крупного бизнеса, невозможно без привлекательной, благополучной жизни в тех регионах, где работают наши предприятия. У нас разработана политика социальных инвестиций, определены основные направления вложений, установлен их размер в виде процента от прибыли. Мы проводим грантовые конкурсы с НКО, деятельность которых направлена на решение экологических проблем. Много наших проектов направлено на помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Один из приоритетов – помощь пенсионерам и людям с инвалидностью. Старшее поколение не должно чувствовать себя исключенным из жизни общества. Хотим, чтобы люди и в пенсионном возрасте имели возможность продолжить активную трудовую жизнь. И, конечно же, доступ к разнообразному бесплатному досугу. В Санкт-Петербурге совместно с фондом «Добрый город Петербург» мы реализуем проект «Старшие». Лично я горжусь тем, что в этом проекте наши достижения сопоставимы с достижениями программы «Московское долголетие», которую реализует в столице мэр Сергей Собянин. Задача ближайшего времени – добиться того, чтобы каждый сотый петербуржец был вовлечен в этот социальный проект. Мы также сотрудничаем с питерской НКО «Перспектива», оказывающей поддержку инвалидам. Участвуем в финансировании ее деятельности. И в самой нашей компании работают люди с инвалидностью, которые пришли к нам через «Перспективу».

Юрий Пахомов

Вернуться к списку блога