ТАКУЮ БЫ СРЕДУ ДА ДЛЯ ВСЕЙ МОСКВЫ!

30 Июль 2024

О том, как выездные сессии Академии удивительным образом меняли всю внутришкольную жизнь. Как вовлеченность в познание и творчество объединяла детей разных возрастов. Как безмерно удивился посетивший школу инспектор. И как бывшие школьники, а ныне уже взрослые состоявшиеся люди, оглядываясь назад, пытаются осмыслить роль Детско-Взрослой Академия в их судьбе, профессии, жизни.

Фото из личного архива Александра

Прошлая часть интервью

Театр и телестудия внутри мероприятий Академии! Это интересно! Например, телестудия – как она встраивалась в сессии ДВА?

Те, кто работал в телестудии, всегда что-то готовили для второй половины дня, когда заканчивалась игровая часть и запускалось огромное количество активностей, в основном профессиональных. Освоение работы с видео, ремесло создания телепередач – были очень востребованы ребятами. Многие рвались туда, хотели снимать свое кино, хотели понимать, что там к чему, погружаться в профессию.

Дети, которые проходили через ДВА – какими они становились? Как учились? Как жили и работали после окончания школы?

Происходила очень важная вещь. Все, что формировалось на Академии, привозилось оттуда и начинало не искусственно, а органично, естественно влиять на ситуацию в моей школе. На всю школьную среду. Среда начинала активно меняться. И отношения между ребятами становились более глубокими, культурными и содержательными. Особенно это было видно на переменах.

Как было видно?

Обыкновенно. Идешь по этажу – и слышишь краем уха, о чем говорят. И не группка старшеклассников между собой что-то обсуждает, а пятиклассник и десятиклассник! И они друг друга слушают! Однажды пришла проверяющая для аттестации учителей. Обычно их встречала и провожала Вера. А тут вдруг ко мне стучится секретарь: к вам рвется проверяющий! Но Вера же этим занимается. Я ей то же и говорю, а она – нет, мне нужен только директор! Ну, давайте, приглашайте.

Заходит тетенька такая внушительная и говорит: Я работаю в школах Москвы сорок лет. Вы знаете, что в вашей школе творится? Ну, думаю, где же она была, что выведала? Зашла в туалет и увидела курящих? Услышала, как кто-то матюгнулся? Такое тоже было, естественно, хотя со временем все меньше и меньше. Спрашиваю: А в чем дело?

- Вот я вышла с урока. Да, все хорошо, учителя аттестовала. Вышла на перемену, стою и смотрю, что происходит. Ни в одной из школ, где я работала, я не видела подобных вещей! Сидит пятиклассник на десятикласснике, и они горячо о чем-то спорят.

- Сидит как?

- Сидит прямо на плечах. Вы понимаете, что это такое?

Я говорю: это среда. А она: такую бы среду да для всей Москвы! Ну, говорю, это не мои масштабы.

Красивая история. А еще какие-то эпизоды можешь вспомнить?

Огромное количество видео было отснято. И вот такой знаковый фрагмент. Спрашивают шестиклассника: Ты был на ДВА?

- Был.

- И что?

- О-о-о! Это потрясающе!! МЕНЯ СЛУШАЛИ!!!

- Кто слушал?

- И старшеклассники, и взрослые! Такого никогда в моей жизни не было!

Я тебе скину отзывы детей из нашего чата. Но вот послушай, прямо сейчас хочу тебе зачитать. Сначала мои слова:

Дорогие друзья! Коллеги! Выпускники! Давайте действительно проведем большой и долгий круг, как это традиционно было при закрытии сессии ДВА. Назовем эту рефлексию: ДВА в моей памяти, в моем опыте, в моей жизни. Это важно нам всем вместе и каждому в отдельности. Нужно оставить след в истории нашей жизни.

Это были дети или уже выпускники?

Выпускники. Это было все в он-лайн. После этого стали приходить послания.. Одно тебе прочитаю, остальные потом просто перешлю.

«Всем привет! Мы тут недавно разговаривали с Александром Ароновичем о том, чем для меня стал опыт участия в ДВА. Я поняла какую-то дико важную мысль, которой очень хочу с вами поделиться. На ДВА, если честно, я всегда больше ездила пообщаться с друзьями, потусить. Простите, наши дорогие игротехники и учителя. Фольклорная игра «Бояре» и дискотеки занимают мысли подростка больше, чем стихи Мандельштама. И процесс мыследеятельности проходил фоном, в дополнение к тому, что я любила делать. Но когда я закончила школу, то в первые же несколько лет обнаружила, как ДВА мне помогает. Увидела плоды того, что во мне тогда посеяли. В Университете на филологическом факультете, на семинарах и экзаменах, где нужно анализировать тексты, я с легкостью применяла метод Андрея Белого и строила кривые ритмов стихотворений, чем абсолютно покорила преподавателя. Мне было лестно, хотя казалось, что знать такие штуки – что-то само собой разумеющееся. Мы ведь на ДВА практически все этому научились. Я читала Ницше в 12 лет и даже его поняла. Этим тоже не каждый мой одногруппник мог похвастаться. Сейчас, спустя уже десять лет после окончания школы, я сделала для себя более глобальный вывод. Думаю, что ДВА дала мне не только эффективные инструменты по анализу текстов, но и заложила во мне фундамент мысли. Самое интересное, что это произошло несмотря на то, что все семь или даже больше лет я спокойно приезжала петь песни под гитару, дружить, веселиться. Весь процесс произошел сам собою. И обнаружила я это, если честно, только сейчас. Без сессий во мне не пробудился бы такой жадный интерес исследовать неизвестное, искать истину, сомневаться. На ДВА я научилась задавать вопросы и поняла, что у нас всех может быть множество мнений. Я впервые попробовала тогда отстаивать свою точку зрения. Я испытала восторг от находки. Это очень круто! Думаю, без ДВА я была бы другим человеком. Мне очень интересно послушать вас, друзья. Чем для вас стал опыт на ДВА? Есть ли его отголоски в сегодняшних вас?»

Сильно! Может быть, еще один отзыв?

Ну, вот еще один. «На самом деле не так-то много я посещала ДВА, но каждый раз был чем-то значим. Возможно даже я посетила только две полноценные сессии - в Москве по Ромео и Джульетте (в группе с Т.М. Камневой) и в Суздали по Снегурочке. Могу сказать, что первая «зимняя» игра дала мне ощущение, которого не было до того в школе на уроках. Я говорила и меня слушали. Хотя говорить было трудно, все путалось в голове. Но, во-первых, обстановка позволяла высказываться и располагала к этому (спокойный круг вместо длинный рядов, внимательные взгляды). А, во-вторых, я чувствовала что мои слова имеют какую-то ценность. Очень робко, но что-то происходило вокруг, какое-то общее шевеление мысли, и ты делал в это свой вклад. Идеи подхватывались и развивались другими. Это было такое пространство, где идеи в принципе имели значение и что-то прояснялось в голове (не оценки и не ответы на заранее поставленные в рамках школьной программы вопросы были важны, не 45 минут, после которых трын-трава и не ясно, какое это все вообще имеет отношение к настоящей жизни!?!).

А когда идеи (или «творчество», как написала Катя), тогда страх отступает. В школе меня просто парализовывало от страха (хотя у нас и были прекрасные учителя), я не могла поднять руку, чтобы что-то произнести. А на ДВА происходила какая-то магия (хотя пленар все равно внушал ужасс, но я смотрела, как выходят другие, не нервничают и становилось легче, что ты в команде, не один).

И, конечно, схемы! Они просто будоражили воображение. С ними получалось так интересно и легко. Всегда рождалось что-то новое. Помню собственное открытие-прозрение той ДВА, (прекрасно кем-то из группы выраженное в схеме) когда оказалось что весь фильм ромео и Джульетта - построен на взаимодействии огня и воды. Потом мы с упоением доказывали эту схему. Вообще тогда, благодаря Татьяне Михайловне получалось как-то очень необычно двигаться по анализу фильма в сочетании с телесными актерскими практиками.
И вторая моя ДВА - в Суздали. Там с нами была Зоя Леонидовна Баскакова. Помню очень показательный случай. Мы с Мариной С. решили доказать свою гипотезу о смысле произведения и значении главного героя, но сделали это на материале песни любимой тогда музыкальной группы. Нам как-то вдруг показалось, что эту песню вполне мог петь как раз тот самый главный герой (как бишь его звали?..). И чтобы это доказать нам пришлось практически выдумать всю аргументацию от начала и до конца. Когда мы принесли эту работу в группу, Зоя Леонидовна очень внимательно нас выслушала и стала задавать вопросы. Честно говоря, не помню, что было дальше, но очень хорошо помню, что нам никто не сказал, что все это притянуто за уши (как оно и было) и надо бы лучше и внимательнее читать текст вместо того, чтобы неумело выпендриваться. А напротив. В нас поверили, дали нам шанс вынести это на пленар и (это я уже сейчас понимаю как называется, а тогда просто «было страшно, что будет»), главное, к нашей гипотезе отнеслись с уважением. Просто от ценности того, что мы есть, что мы думаем, что мы, пусть и говорим нечто странное, но мы делаем это зачем-то, что-то нам это даёт. Иными словами, нам разрешили повыпендриваться и это было такое, как сейчас бы сказали, полное принятие.

Ну и третье. Приезд тогда в Суздаль Евгения Фёдоровича Сабурова. Не помню ничего из того, что он говорил. Помню как он говорил, его интонации. Они были наполнены умом и, опять же, уважением к собеседнику, особой культурой вести разговор. И помню как он смотрел - искренне заинтересованно. Буквально на каждого, кто осмеливался что-то сказать. Учитывая, что мы были совсем дети, это было крайне необычно и приятно, поддерживающе. А главное, он вплетал твои мысли в свои и они становились сильнее, прорастали во что-то удивительное.

Вот, пожалуй, эти две ДВА для меня - это опыт собственной ценности при встрече с Другими. Согласна, что это впоследствии выросло в уверенность в себе в университете, ну и потом на разных работах.»

Саша, у меня в последнее время случается много всяких контактов с интересными людьми. Я чувствую их энтузиазм, потенциал, жажду дела. Пока больше журналисты, но могут появиться и люди от педагогики. Если они объявятся и захотят что-то сотворить – сможешь побыть наставником?

Конечно. Создавать что-то должны они, но в качестве консультанта я готов!

Продолжение

Юрий Пахомов

Вернуться к списку блога