РАЙОН — НОВАЯ ШКОЛА — ПОДРОСТОК. ЧАСТЬ I
20 Январь 2025Конференция ММСО о вкладе современного образования в качество жизни и о новой роли девелоперов завершилась сессией «Новые школы и благополучие территорий». В центре обсуждения — тема школы и района, роль и место школы во вновь построенных районах. Ниже — начало этого обсуждения
Фото из личного архива Юрия Пахомова
Дмитрий Михайловский, руководитель образовательных проектов группы компаний ПИК
При точечной застройке новые объекты и их обитатели вписываются в уже обжитое людьми пространство, в сложившуюся местную субкультуру. А когда мы, как крупный застройщик, с нуля создаём новый район – изначально культуры там нет. Со временем она сложится, но сложится стихийно. И нет гарантий, что это будет культура благополучного района, где люди чувствуют себя в безопасности, живут в мире и добрососедстве, где жизнь наполнена содержательным досугом и интересными делами. Поэтому семена культуры благополучия мы стараемся сеять как можно раньше.
Новые районы заселяются в основном приезжими. Люди разных национальностей, из разных городов, из разных стран, с разными обычаями и привычками, с разным уровнем достатка, с разным уровнем образования. Все разные, и им непросто найти точки соприкосновения, научиться договариваться, подружиться. То же и с детьми. Школьники из разных семей и такие же разные, как и их родители. Но им, будущим взрослым жителям района, нужно учиться договариваться друг с другом уже в школе. Поэтому у нас в школах нет никакого отбора при поступлении!
Что же касается взрослых — да, многое их разделяет. Но есть одно общее, что объединяет всех! Это забота о детях, об их будущем. Мы задались целью запустить в школах района лучшие программы дополнительного образования, которые откроют детям доступ к освоению высоких технологий, к самым востребованным профессиям будущего. А как это сделать, если район отдалённый, школа на окраине нашей огромной Москвы, а всё лучшее и продвинутое — как правило, в центре?
Есть легендарная школа «Летово». По результатам выпускников 2022 года она признана лучшей в мире среди частных IB школ. Мы заказали «Летово» образовательную программу и методические материалы по профессиям будущего для наших школ в Люблино и в Саларьево. Педагоги из этой удивительной школы обучили наших учителей, проэкзаменовали их, передали им программы — и у нас появились классы для занятий по биотехнологиям, информационным технологиям, компьютерному зрению. Появился научно-инженерный практикум. У детей к этому огромный интерес. Но если в «Летово» тщательный отбор детей и громадный конкурс, то у нас на программы может прийти любой школьник с 8 по 11 класс. Вот так из лучших столичных школ мы привносим в район продвинутые программы, культуру преподавания, культуру уважения друг к другу. На сходных принципах мы организовали сотрудничество школ с технопарком МАИ — сделали у нас филиалы классов технопарка, куда приезжают преподаватели и реализуют свои программы.
Любовь Гурарий, преподаватель архитектурной школы МАРШ, лидер ассоциации «Городдляменя.РФ»
Я много лет занимаюсь развитием территорий через создание сообществ, мы плотно сотрудничаем со «101-Лёрнити». Основной наш метод — соучаствующее проектирование. В чём суть? Прежде, чем создавать любой продукт, хорошо бы спросить конечного пользователя: а каким бы ты хотел его видеть? А ещё лучше — вовлечь его в создание продукта. По QR-коду можно посмотреть наши кейсы по всей России, как и взрослые, и дети, и подростки проектируют и создают что-то на территории для себя и своими собственными руками.
Подростки — сложная аудитория. Они уже не вписываются в детскую жизнь. И ещё не вписались во взрослую. Они как бы маргиналы. Это промежуток в 3-4 года, когда они мечутся без дела и создают нам массу проблем. И как раз соучастие даёт им возможность направить свою энергию на созидание. Проявить себя, как автора и своей жизни, и происходящих событий, и обустройства своей территории. За 15 лет работы мы поняли: нет ничего невозможного для 13-летней девочки с шуруповертом в руках! И выкристаллизовалась главная наша идея: создание и активация «своих мест», смена потребительского отношения к городу на созидательное.
Особенно важны практики соучастия для развития новых районов. Люди приехали из разных городов, никто ни с кем не знаком. Нет корневой системы, которая связывала бы их друг с другом и с этой новой территорией. Оказывается, самый простой и быстрый способ создать эти связи — сделать что-то сообща своими собственными руками.
А уж подростки, когда их удается вовлечь — это невероятно ресурсная братва! Мы часто недооцениваем, какой мощной созидательной силой они могут быть. Огромное благо, если девелопер даёт подросткам возможность проявить себя и сделать что-то своё на территории, наполнить её своей энергией и энтузиазмом. Подростку важно видеть, что от него что-то зависит, что он может на что-то влиять.
Практика последних лет показывает: старые способы маркетинга отмирают. Новый маркетинг — это сообщества. Не продающие байки, а наполненное жизнью общее дело. Наступает время, когда всё очень честно. Когда люди, видя продукт, тонко чувствуют: пустышка это или в нём есть идея, любовь, вложенная душа. То же и со стройкой, и с благоустройством. Вот вы сделали всё красиво, всё по стандартам. Но если объект или территория не стали для кого-то своими, если здесь не возникло жизни и любви, то всё это тлен.
Лучшее место, где можно организовать соучаствующие практики – это школа. Традиционно школы создавались, как закрытые системы. Но у них есть возможность стать социальным центром. Вот школа №91, самая обычная. Там много лет существует движение «улучшайзинг». Взрослые и дети придумывают, как организовать школьное пространство и затем реализуют эти улучшения. Школьники сами пилят, красят, создают объекты. Сегодня столик во дворе сделали. А завтра родители скинулись и построили новую раздевалку. Или в Павловской гимназии решили соучастно сделать школьный двор. Опросили всех — и младших детей, и старшеклассников, и учителей, и завхоза. Каким вы хотели бы видеть это пространство? И сами своими силами благоустроили территорию с учётом всех пожеланий. Тогда совсем другое отношение к тому, что сам придумал и сделал. Авторское! Мы знаем, что дети — вандалы ещё те. Но если ребенок прибил хотя бы один гвоздь в лавочку, он на неё с ногами уже не полезет. Сделать что-то самому — это потрясающая профилактика вандализма. Сделать что-то вместе —профилактика конфликтов, буллинга. Горизонтальные связи в процессе стройки объединяют все слои школьного сообщества.
Возьмём проектную деятельность в школе. Обычно это как? Написали, сделали презентацию — и забыли. Когда не остаётся никакого материального следа, это демотивирует детей. А вот когда они видят плоды своих трудов, это даёт мощный созидательный импульс! Ты прошёл весь цикл от идеи до реализации, ты получил общественное признание, у тебя всё круто получилось — и это окрыляет тебя! И появляется желание попробовать что-нибудь ещё!
Что мы делаем, как ассоциация? В рамках фестиваля «Открытый город», совместно с Москомархитектурой, мы запускаем с середины ноября программу под патронажем Главного архитектора Москвы. Это программа профориентации и популяризации профессии архитектора. В рамках обычных школьных занятий дети с архитектурой не соприкасаются. Наша программа состоит из трёх частей. Сначала на специальных уроках дети знакомятся с устройством города, с направлениями и инструментами его развития. Затем проводят городские исследования, участвуют в архитектурных воркшопах. И, наконец, проводится конкурс детских проектов с грантовой поддержкой, который завершается стройкой, реализацией замыслов победителей.
Мы отобрали на программу 25 ребят, провели экскурсии по лучшим архитектурным решениям Москвы, познакомили с разными типами городских пространств. Парк Горького, Музеон, дом культуры «ГЭС-2». После этого был архитектурный воркшоп, на котором дети вовсю фантазировали и делали эскизы своих идей. А потом к нам пришла руководитель Отдела благоустройства А101 Диана Кравченко, и вместе с ней они стали приземлять и привязывать свои придумки к жизни. Уложимся ли в бюджет? Успеем ли построить за отпущенную неделю? Так родились три конкретных проекта, в которых участвовали дети из двух разных школ. На их основе создали один общий. Выбрали в качестве места пустырь возле одной из школ и реализовали свой замысел. Диана делилась тогда своим удивлением: как же хорошо они понимают, чего хотят!
Важная вещь, которую мы осознали: мало зарядить детей, нужно обязательно оставить вместе с ними значимого для них и такого же заряженного взрослого. Поэтому параллельно работе с подростками мы работаем и с педагогами, учим их подхватывать и использовать метод соучастного проектирования. Дети — фантастические батарейки, но нужен присмотр, нужно помогать направлять их энергию в созидательное русло.
Следующая часть материала здесь.
Юрий Пахомов
Вернуться к списку блога