Подари внимание
30 Июль 2024Интервью с руководителем программы «Наставники детям» в Калининградской области
Фото из личного архива Нелли
Миссия программы наставничества «Старшие братья Старшие сестры» — помочь детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, раскрыть личностный потенциал через профессионально организованное общение со взрослым волонтером-наставником. Наша редакция пообщалась с руководителем программы «Наставники детям» в Калининградской области Нелли Петросян и узнала об особенностях программы и об общении детей и волонтеров в рамках этого проекта.
Расскажите об истории создании программы. С чего начинался проект?
«Старшие братья Старшие сестры» — можно сказать, пионеры в сфере профессионально организованного наставничества детей и подростков в России. В 2003 году программа начала работать в Москве, а 2013 — в Санкт-Петербурге. На данный момент программа осуществляется в Московской, Тульской, Тверской, Ленинградской, Калининградской, Свердловской и Ростовской областях и Алтайском крае. Мой филиал — в Калининградской области — начал работу относительно недавно — в 2021 году, но уже в 2023 мы стали финалистами международной премии «МыВместе». В прошлом году в сентябре сделали ребрендинг и программа стала называться «Наставники детям», хотя предыдущее название «Старшие братья Старшие сестры», которое осталось в юридической сфере, тоже работает.
Какова цель программы? Расскажите о ней
Наша программа — одна из самых эффективных и профессиональных в сфере индивидуального наставничества по социализации детей из детских домов, приемных и социально незащищенных семей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа решает проблемы социализации и адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот и детей в трудной жизненной ситуации через программу индивидуального наставничества. Мы выстраиваем долгосрочное взаимодействие с детскими домами, интернатами, центрами содействия семейного воспитания и другими социальными учреждениями нашей страны. Также мы уже несколько лет работаем с колледжами. Это очень хороший опыт, потому что наши подопечные после девятого класса, как правило, идут в колледжи, и когда наставник оттуда, он сопровождает ребенка в этот непростой переходный период.
Конечно, все это делается ради того, чтобы раскрыть потенциал детей. «Младших», как мы их называем в нашей программе. Волонтеры-наставники встречаются с подопечными каждую неделю и несколько часов общаются, гуляют, играют, занимаются чем-то интересным. Таким образом, жизнь конкретного ребенка благодаря волонтеру меняется в лучшую сторону.
Детские дома с удовольствием работают с нами, потому что мы приводим к ним уже готового волонтера со всей подготовленной документацией: например, справками об отсутствии судимости и несостоянии на учете в психоневрологическом диспансере и сертификатом о прохождении тренинга. Если возникают какие-то сложности, то наша организация, конечно же, решает эти проблемы. Поэтому сейчас есть огромный список социальных учреждений по всей России, которые хотят участвовать в программе. Также во многих регионах, где проект еще не реализуется, тоже просят открыть местный филиал программы. К сожалению, этот вопрос — это вопрос по большей части финансирования, поэтому мы можем одобрить далеко не все подобные запросы.
И хотя ребенку помогает наставник, этого не случилось бы без нашей организации. Главная наша работа — поддержка пар: дружить с ребенком на протяжении нескольких лет безумно сложно, поэтому волонтеров курируют профессионалы. Ежедневно они помогают построить доверительные и продолжительные взаимоотношения с ребенком. Профессионалы-кураторы получают за свою деятельность зарплату, и вот этот момент работы организации — один из самых непростых: к сожалению, очень не хватает финансовой поддержки от региональных партнеров.
Какое обучение проходят наставники? На какой период волонтеры становятся наставниками для детей?
Наши наставники проходят долгий путь, прежде чем начать встречаться с ребенком. Конечно, самое главное — это желание. Потом начинается сбор документов, анкетирование, психодиагностика, двухдневный тренинг. Только после этих этапов мы начинаем смотреть, какой ребенок подойдет наставнику. У организации есть база данных детей и волонтеров, и исходя из психологической диагностики, мы понимаем, кто кому лучше подойдет. Сформированные пары очень долгосрочные: например, в Калининграде группа, которая прошла обучение в 2021 году, до сих пор работает со своими первыми подопечными. По договору срок наставничества — год, но по его истечении мы спрашиваем и волонтера, и ребенка, хотят ли они продолжить сотрудничество и смотрим, улучшилось ли состояние и положение подопечного. И если да, то договор, конечно же, продлевается.
Помимо наставников у нас есть группа волонтеров. Например, волонтеры-парикмахеры, которые уже несколько лет по запросам детских домов стригут детей. Помню, директор одного из детских домов сказал им: «Спасибо вам огромное, потому что мои дети самые красивые — у них очень стильные прически».Также есть волонтеры, которые проводят различные мастер-классы: это люди, которые не готовы стать наставниками, но у них все равно есть огромное желание помогать.
Второй год у нас (и в некоторых других регионах) работает программа репетиторства: благодаря поддержке юристов из Москвы, которые собрали финансы и оплачивают занятия для девятиклассников по подготовке к ОГЭ по русскому языку и обществознанию. Благодаря этой программе наши подопечные поступают в лучшие колледжи, поэтому партнерская помощь очень важна. У вас есть желание помогать, но вы не знаете, как? Приходите, и мы вместе придумаем классный и полезный проект для ребят!
Что необходимо ребенку, чтобы принять участие в программе?
Ребята нашей программы — это воспитанники социальных учреждений от 8 до 18 лет и выпускники детских домов до 23 лет. Для того, чтобы участвовать в проекте, конечно же, очень важно желание ребенка: только при его наличии мы начинаем искать наставника. Если у ребенка есть родители, то их согласие также необходимо, так как без него невозможно найти волонтера-опекуна. Из документов нужны письменное заявление от ребенка, анкета и прохождение мини-тренинга по подготовке к программе, на котором мы рассказываем роль наставника. Тренинги обязательны, потому что важно, чтобы ребенок не путал наставника и приемного родителя, а мы как бы проводим эту черту и разграничиваем эти понятия: говорим, что наставник — это друг, твоя старшая сестра или твой старший брат, но ни в коем случае не будущий приемный родитель.
Каких результатов достигла программа?
Если говорить о результатах, то это 2 000 детей, которые получили личных наставников. 48% из них научились обращаться с деньгами, 45% стали лучше понимать свои навыки и таланты, также подопечные улучшили бытовые навыки и повысили уровень эмоционального интеллекта. Помимо этого, мы организуем множество профориентационных мероприятий и психологических игр для детей и сотрудников детских домов, а также проводим образовательные сессии для наших волонтеров для работы с мотивацией. Чтобы наши наставники не теряли мотивацию, мы раз в месяц обязательно устраиваем ресурсную группу: выбираем актуальную тему и анализируем проблематику с психологами. Очень круто, когда наставники начинают разбираться в проблемах и находят успешные выходы из предлагаемой ситуации.
Какие интересные ситуации случались во время реализации программы?
Очень приятно, что дети сами начинают проситься к нам в программу, потому что они видят, как меняется жизнь их друзей. В Зеленоградском детском доме мне показали официальное заявление на имя директора от десятилетнего мальчика, который написал: «Прошу найти для меня наставника из программы «Старшие братья Старшие сестры». Обещаю там хорошо учиться». Этот момент мне запомнился, потому что было очень приятно!
Еще одна история: каждый год в мае мы проводим «Праздник дружбы», и как раз в тот момент у одной нашей наставницы случилось выгорание. Мы собрались в офисе и пообщались на эту тему. Она рассказала, что, по ее мнению, в жизни подопечной ничего не поменялось: младшая девочка даже не начала интересоваться, как дела у ее наставницы. А я после этих слов вспомнила, что на одном таком же празднике девочка из детского дома приносила пиццу своему наставнику, и что ему было очень ценно получить от ребенка такую заботу. Подобные моменты — это как раз большая заслуга «старшего»: дети начинают открываться миру и любить его.
Наставники, младшие и друзья на «Празднике дружбы» в 2023 году
Когда приходят волонтеры-наставники, у них возникает вопрос: «А чем я реально могу помочь?». В связи с этим мне вспомнилась такая история: в нашей программе участвовала восемнадцатилетняя девушка Оля, которая полчаса не могла ответить в анкете на вопрос: «Какие три твои главные мечты?». И я тогда сказала наставникам: «Научите подопечную мечтать!».
Приведите примеры обратной связи от «старших» и «младших»
Из того, что говорят сами дети могу привести в пример следующее. «Наставник — мой родной человек, я его не поменяю ни на золото, ни на кусок мира». «Мой наставник вернул мне детство». А если говорить о том, что меняется для наставника, то вот, что сказал один из них: «В моей жизни появился родной человек, который не только принимает мою поддержку, но и проявляет ответную заботу: напоминает, чтобы я тепло одевалась и побольше отдыхала. Это очень-очень приятно!».
Приходите к нам, и мы вместе поменяем жизнь и будущее детей к лучшему!
Благодаря программе «Наставники детям» множество воспитанников детских домов начинают открываться миру и находят среди волонтеров-наставников, близких себе по духу людей. Если вы готовы стать «старшим» для ребенка, то заполняйте анкету на сайте или поддержать программу «Старшие Братья Старшие Сестры» любой комфортной суммой и благотворите!
Екатерина Кувшинова
Вернуться к списку блога