КОГДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРИХОДЯТ ДЕТИ. ЧАСТЬ I
20 Январь 2025Предыдущей публикацией мы завершили рассказ о сессии ММСО, где вопрос «школы, устремлённой в будущее» обсуждался с точки зрения архитектурных подходов. Уже тогда наметилась проблема: как и почему созданные для образовательных процессов пространства заполняются или не заполняются той жизнью, ради которой они задуманы? Слово — директорам школ, недавно справивших новоселье в новых зданиях
Фото из личного архива Юрия Пахомова
Дмитрий Фишбейн, директор частной инновационной школы «Сколка», Москва
Прежде всего — огромное спасибо девелоперам, которые проектируют и строят для нас школы будущего. Они могли бы этого не делать. Но делают. Девелоперы и акционеры вкладывают в такие школы деньги, время, душу. Сложности, с которыми мы сталкиваемся и по ходу строительства, и при заселении новых школ, конечно, есть. Одна из проблем: не всегда происходит смычка педагогического коллектива и девелопера. Почему?
Во-первых, чтобы педагогический коллектив был интересен девелоперу, у этого коллектива должна быть уникальная концепция, миссия будущей школы. Когда строится новая школа — светлая, прекрасно оснащённая, с огромной пришкольной территорией — это радует всех. Но реальная отдача, реальные образовательные и экономические эффекты будут только тогда, когда коллективом учителей создан уникальный авторский продукт. Первый вопрос, который девелопер должен задавать педагогам: в чём уникальность вашей идеи? Если ответа нет, то не надо питать иллюзий, что состоятельные родители приведут детей в школу только потому, что это новое здание с новым оборудованием. Особенно это касается крупных городов, где клиент избалован прекрасными сервисами и очень требователен. Возьмём школы, которые запустились за последние несколько лет и сейчас на слуху — школа Летова, Новая школа, школа «Новый взгляд». Каждая имеет своё неповторимое лицо, у каждой — свои принципы построения образовательного процесса. Про каждую понятно, чем она отличается от других школ.
Концепция школы и её авторы должны появиться ещё до того, как начнёт проектироваться здание школы. И проект должен разрабатываться на основе концепции.
Вторая проблема: далеко не всегда использование образовательного пространства после запуска школы происходит так, как задумывали создатели этого пространства. Красивых концепций нового здания может быть много разных. С глубокими психолого-педагогическим обоснованием, с опорой на лучший мировой опыт. Но когда в это новое здание приходят дети и учителя, то от концепций может ничего не остаться. Вспомните, о чём рассказывала Марина Битянова на нашей утренней встрече. На мой взгляд, архитектура школы должна быть такой, чтобы она препятствовала неисполнению той модели образовательных процессов, которая предполагалась при проектировании. Если же пространство можно использовать как угодно, то оно будет использовано не как задумано, а как проще и привычнее. Такова уж природа человека: экономить усилия и делать так, как проще. Мне, например, как директору, мало интересен актовый зал, который можно закрыть на ключ. Поэтому я выбираю атриум – открытое пространство, закрыть которое взрослые не могут физически. Вот коллеги поднимали вопрос о том, что акустика в атриуме хуже, чем в актовом зале. Пусть она хуже – главный смысл для нас не в акустике, а в происходящих событиях.
Третья проблема — в том, что если в команде одни только учителя, то при любых их идеях смычки с бизнесом девелоперов всё равно может не случиться. Да, девелоперы ищут выдающихся педагогов. Ищут коллективы, несущие уникальную идею и способные создавать авторские школы. Но на первых этапах проекта в команде обязательно должны быть люди, способные разговаривать с девелоперами на одном языке. На языке бизнеса, на языке денег. Сколько это будет стоить? Как мы это продадим? Каковы будут затраты на подрядчиков? Кто, как и за какие деньги будет эксплуатировать здание? Например, мыть потолки высотой 5,5 метров. В команде обязательно должны быть люди с таким опытом — управленцы или предприниматели. Иначе разговора с девелоперами не получится.
В нашем случае у девелоперов уже был замысел, под какой тип образования они хотели бы построить школу. Но их идея была очень общая. Они плохо представляли себе, как конкретно эта идея может быть осуществлена. И обратились с запросом к нам, людям от образования.
Ещё важный момент. Наша государственная система школьного образования живет в той логике, что раз учредителем школы является муниципальный орган, значит он и есть клиент школы. В нашем случае девелопер с самого начала понимал, что основной клиент – это семья. Ребенок и родители как его законные представители! И педагоги, работая с таким девелопером, тоже начинают понимать это. Это очень развивает педагогическое сообщество, заставляет его осваивать бизнес-подход.
Наталья Бондаренко, операционный директор школы «Новый взгляд», Москва
Миссия нашей школы — формировать людей с предпринимательским мышлением. Мы открылись 1 сентября 2024 года в новом здании. Самому проекту уже 4-й год, он родился в недрах МГИМО. Потом проект перешёл в руки группы компаний «Регион», для которой он оказался абсолютно непрофильным. И это стало ключевым фактором успеха! Потому что ещё до запуска школы в проект пришёл бизнес-подход. Пришли люди, которые умеют считать деньги, фиксировать результаты, управлять сроками выполнения работ.
Когда начинали проектировать, людей из образования практически не было. И это тоже стало фактором успеха: над нами не довлел шаблон, не довлел привычный образ школьного пространства. И приходилось много думать о том, как это будет обживаться. Какие образовательные пространства должны открыться для младших школьников? Какие для старших? Как вписать в здание пространства, с которыми ученики столкнутся, когда выйдут во взрослую жизнь? А какие пространства будут удобны для учителей? Для административно-хозяйственного персонала?
Наша школа находится в центре Москвы, в Хамовниках. Рассчитана на 540 детей. В этом году мы набрали 300, и сделали это осознанно. Стартовали, только как школа с 1 по 11 класс плюс центр дополнительного образования для детей и взрослых. В течение нескольких лет будем всё отлаживать и дорастать до нашего максимума. Один из целевых показателей – на каждые пять учеников один педагог. Дети сами выбирают профили для углубленного изучения. Наиболее популярны у нас экономика, математика и IT. В какой-то момент мы приняли рискованное решение сориентировать школу на идею устойчивого развития, на ESG. И мы стали первой в стране школой, получившей российский золотой статус по экологическому стандарту.
Когда людям от образования лучше всего входить в проект? Чем раньше, тем лучше! Когда наш проект стартовал, архитектурно-градостроительное решение уже было: где будет располагаться школа, какая будет площадь. Здесь ничего изменить было нельзя. Но была возможность частично поменять планировки, чтобы внутренние пространства сочетались с образовательной концепцией педагогов. У нас изначально была идея, но педагогическая команда её развила, уточнила, конкретизировала. В школе много комнат для переговоров, много трансформируемых пространств, много возможностей для работы в малых группах. Пространства для сотрудников расположены так, чтобы дети в определенных ситуациях были максимально близко от людей, которые могли бы им в этих ситуациях помочь. Некоторые решения мы предоставили детям, и дети проявили предпринимательскую инициативу. С их участием, например, был создана навигация.
Марк Сартан, директор школы №800, Нижний Новгород
Начну с пресловутых актовых залов с их плюшевыми, привинченными к полу креслами. Я их ненавижу! Для меня это верный признак того, что школа смотрит не в будущее, а в прошлое. Вы знаете, как делается фуагра? Берут гуся, сажают в мешок, мешок подвешивают. В горло гусю вставляют воронку и засыпают туда кукурузу. И гусь все это поедает. Он поставлен в такие условия, что не может не поедать. У него разрастается печень, и в результате получается фуагра. А мы что делаем с ребенком? Сажаем его в прикрученное к полу кресло, слева от него 10 детей, справа 10, спереди 15 и сзади 10. И всё, что вы можете с этим ребенком сделать — это напихать ему в голову знания, которые транслируются со сцены. И ничего больше! Никакого интерактива! Никакого действия! Никакого общения!
Следующая часть материала здесь.
Юрий Пахомов
Вернуться к списку блога