ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА ЕСТЬ МЕСТО В ЭТОМ МИРЕ!
26 Август 2024О том, какими необычными путями ребенок-аутист овладевает родной речью. О похвале и стратегии малых побед. О том, насколько спасительны для родителя прежние успехи ребенка, становящиеся источником веры в будущие успехи. И о том, что родитель ищет для ребенка путь в мир людей на свой страх и риск, никому не передоверяя этот поиск.
Прошлая часть интервью здесь.
Из твоего рассказа получается, что успех зависит не столько от направления и методик, сколько от того, что за человек этот специалист? От того, как он относится к своему делу и к ребенку?
Не совсем так. Конечно, вовлеченность, вера, вложение душевных сил важны в любой педагогике. Вот сейчас у Ильи педагог по русскому, которая не верит, что он будет читать и писать на необходимом по его программе уровне. Мы не можем и не будем убеждать ее. Год назад она сказала, что ребенок никогда не будет просто читать и писать. Сейчас Илья читает и пишет! А еще у нас есть репетитор, который преподает ему русский как иностранный. Потому что у аутистов нет родного языка.
Это как?
Когда дети начинают лепетать, они осваивают звуковой строй языка. Финские дети лепечут не так, как русские, китайские – тоже иначе. Дети всего мира сначала учатся произносить звуки речи, которые чаще слышат вокруг себя. Учатся произносить их, а потом учатся говорить простые слова, потом все остальное. Аутисты не развиваются как обычные дети и не выделяют звуковую структуру языка, для них это – белый шум. Они русскоязычные, но не научаются через подражание. Им одинаково сложно изучать что русский, что английский, что китайский. Каждый язык они учат как иностранцы.
Ранний опыт слушания речи не оседает и не помогает?
Да, у них сломан переводчик от уха к мозгу. Бывают случаи, когда аутисты все-таки научаются чувствовать язык, но с задержкой. А вот мой ребенок недавно возмущенно орал на учебник со стихами Твардовского, на слово «примостился». При чем здесь мост?! И вообще русские так не говорят!! А еще он считал, что «море» и «морж» – это однокоренные слова. Таких казусов миллион. Стихи мы как заучиваем? Сначала я объясняю, перевожу на понятный для Ильи язык. Передаю смысл, который хотел донести автор. Во многих случаях он не чувствует языка и не будет его чувствовать. Поэтому – русский для него иностранный. И репетитор учит Илюшу и вьетнамского мальчика практически по одной методике.
У Ильи сейчас диагносцированы дисграфия и дислексия, ему тяжело читать и писать. Но несмотря на эти диагнозы, если ты в каком-то отрывке смог донести до него логику русского языка и объяснить исключения из правил, остальное – гораздо легче. Илье все надо объяснять через логику, он очень логичный мальчик. Ему легче дается английский язык, поскольку он проще и понятнее русского: как образуются слова, по каких законам они живут.
Наш репетитор говорит, что Илья очень способный мальчик. Она верит в него и считает, что если мы будем усердно готовиться, то в 9 классе он свою честную тройку обязательно получит. Вера педагога очень важна. И педагогу должно быть интересно работать с ребенком, это однозначно. Но! Даже если педагог прекрасен, даже если он самый лучший в мире и тебе он подходит и ужасно нравится – не факт, что он подойдет твоему ребенку.
У меня такая история была. Мы занимались с опытным педагогом, которая подготовила к школе огромное количество особенных ребят. Я до сих пор общаюсь с этой женщиной, она мне очень нравится, мы почти дружим. Но Илье она не подошла от слова совсем. Год мы честно промучились, но не пошло. Было плохо и ей, и Илье. Несмотря на то, что она прекрасный педагог.
Расскажи о победах и успехах. Я понял, что есть фотографическое восприятие и запоминание, есть возможность через логические построения доходить до любого знания. А что еще? Какие достижения тебя радовали?
Самое важное – научиться гордиться малым! Например, Илья прекрасно рисует. Сначала он ходил к арт-терапевтам, тогда ему действительно нужна была помощь таких специалистов. А сейчас он сам ходит в обычный районный кружок по рисованию в соседних домах, кружок бесплатный. И Илья восхищает всех своими рисунками, их стилем. И тем, как он схватывает задания.
Он побеждает в огромном количестве конкурсов, и у нас дома уже стены закончились, грамоты некуда вешать. Любые грамоты, любая похвала, любые подтверждения, что ты на верном пути – важны прежде всего для меня! В соцсетях я стала вести блог для себя и друзей, он у меня как дневник положительных воспоминаний. Мне нравится писать. А когда мне становится плохо и кажется, что мир рушится, я перечитываю его…
Бывают периоды, когда у Ильи останавливается прогресс. Что-то созревает внутри, но результата не видно. Это период накопления, и он может затянуться. Ты бьешься-бьешься – и ничего не происходит. Это ужасное время, потому что опускаются руки. А потом в один момент он вдруг делает целиком весь большой блок! Сразу и идеально! В период, когда руки опускаются, мне важно найти способ поддержать себя. Важно напоминать себе, что это просто такой период. И такой ребенок.
Я знаю многих аутистов, которые развиваются поступательно, без этих застреваний. Не всем детям и родителям нужно ждать. Кому-то нужно сменить специалиста, сменить методику, сменить лекарство. К сожалению, никто и никогда не скажет родителю специального ребенка: «Делай так, и у тебя гарантированно все получится!» Только собственный опыт, только слезы, только истерики и опущенные руки. Выкарабкиваясь из этого каждый раз, ты научишься со временем принимать, понимать, чувствовать. Ты найдешь способы, найдешь методики. Какие-то сопрёшь, какие-то придумаешь сама, какие-то вдруг вылезут из ниоткуда на кончиках пальцев. Когда-то давно ты что-то читал, и вдруг в нужной ситуации про это волшебным образом вспомнишь.
Что бы ты сказала родителям, которые в самом начале этого непростого пути?
Первое и главное: ваш ребенок – человек. Всегда и прежде всего – человек. Потом уже мальчик, девочка, аутист, норма, национальность, религиозные предпочтения и все остальное. С вами рядом человек – это самое важное!
Мне хотелось бы предостеречь родителей особых детей от проваливания в жалость к себе и своему ребенку. Это не жалко! У вашего ребенка есть таланты! Есть сильные стороны, которые можно и нужно раскрыть. Посмотрите на опыт израильтян. Ограниченная территория, в браки вступают только друг с другом. Из-за того, что долгое время были в близкородственном скрещивании, у них огромное количество генетических отклонений. Но они научились находить профессию и место для любого человека с отклонениями. Например, аутистов, кого можно, они сажают на аналитические работы. Или операторами слежения в системах ПВО. Нормальный человек сходит с ума, когда целый день смотрит в экран, а аутисту – норм.
Для вашего ребенка тоже есть место в этом мире! Есть место, где его недостаток станет достоинством! Ваша задача – найти это место, а не пытаться сделать из своего ребенка норму. Он никогда не станет нормой, он родился другим. Но, что гораздо важнее, он может стать счастливым человеком! Если вы приложите усилия и найдете место, где он будет успешен. Это будет давать силы и вам, и ему. Опираемся на сильные стороны и ищем любые подтверждения успехам!
У Ильи огромные проблемы с русским и литературой. С двойки на тройку. Сочинение написать – ужас, стихотворение выучить – кошмар. Правила русского языка нужно ухитриться сначала перевести на понятный ему язык, убедиться, что он их понял, и после этого заставить применить. Он переставляет местами слоги и буквы и не видит разницы. Это огромный труд. Но зато по математике он третий в классе! Класс общеобразовательный, хоть и в коррекционной школе. Третий – это очень круто!
Он был 19-м по России на олимпиаде по астрономии. Я ужасно гордилась этим 19-м местом. Всем про него рассказывала, и про то, сколько ребят участвовало. Я постоянно говорила ребенку, насколько это круто. Он легко пропускает такие вещи, и на них надо специально обращать его внимание.
Когда Илья сомневается в себе, – а он регулярно сомневается в себе, подростковый возраст у всех наполнен сомнениями, – нужно напоминать ему, что когда-то он не умел ходить, есть, говорить. И всему этому научился. Значит, и новым вещам научится, просто нужно потратить побольше времени.
В чем опора для родителей особых детей?
Не знаю... Кто-то находит опору в поддержке семьи. В том, что дети гарантируют, что не бросят своего брата или сестру. По мне это сомнительная история: не они рожали себе ребенка, а ты накладываешь обязательства на человека, который об этом не просил. Но многие видят в этом большую поддержку, потому что знают: ребенок не пропадет, что бы ни случилось. Даже если результат будет неуспешен и ребенок не сможет сам себя обслуживать в быту. Здесь еще психология срабатывает: получил согласие детей, что они его не бросят – и все, есть у родителя опора! И дальше ему хватает сил, и, скорее всего, опека братьев или сестер не потребуется.
Следующая часть интервью здесь.
Юрий Пахомов
Вернуться к списку блога